На высококонкурентный рынок услуг private banking собирается выйти Тинькофф-банк. В настоящее время он тестирует сервис, в сентябре намерен запустить его полностью. Банк делает ставку на диджитализацию традиционного private banking. Однако эксперты отмечают, что потребуется «большая персонализация», а также развитие и предоставление широкого спектра различных экспертиз.
Тинькофф-банк запустил в тестовом режиме работу с состоятельными клиентами — Tinkoff Private, в сентябре сервис будет реализован полностью. Как сообщили “Ъ” в банке, новое направление возглавил Илья Опренко. Его руководителем будет директор «Тинькофф Инвестиций» Дмитрий Панченко. Господин Опренко ранее работал в банке UBS, возглавлял подразделение корпоративных финансов Sberbank Private Banking, управлял инвестиционным фондом в Юго-Восточной Азии и занимался M&A-сделками в российском офисе Deloitte. Ключевыми задачами станет развитие advisory- и lifestyle-направлений, Private Equity и альтернативных инвестиций, которые ранее не были доступны клиентам сервиса.
Банку придется выдержать довольно сильную конкуренцию с крупнейшими российскими игроками — ВТБ, Сбербанком и Альфа-банком. Впрочем, как отмечает директор Alfa Capital Wealth Андрей Бабиян, рынок сохраняет высокий потенциал: так, согласно свежему World Wealth Report, в России 218 тыс. долларовых миллионеров, а потенциальные для инвестиций финансовые активы составляют около $700 млрд (данные BCG). В Тинькофф-банке не сообщили, какое количество своих клиентов относят к числу состоятельных. Но месяц назад «Тинькофф Инвестиции» опубликовали исследование по ним, в котором сообщили, что портрет был составлен на базе нескольких тысяч респондентов, имеющих на брокерском счете 30–100 млн руб.
Tinkoff Private сделает ставку на диджитализацию традиционного private banking, сообщил “Ъ” Илья Опренко.
Состоятельным клиентам будет представлен весь спектр Wealth Management услуг в рамках приложений «Тинькофф» и «Тинькофф Инвестиции». По его словам, сейчас активно формируется команда персональных банкиров, и точечно привлекаются ключевые специалисты по отдельным продуктам и сервисам.
В ВТБ подтверждают, что клиенты все чаще интересуются не только личными консультациями персональных менеджеров, но и цифровыми сервисами. Однако, как отмечает Андрей Бабиян, компании, работающей с состоятельными клиентами, необходимо иметь очень развитую продуктовую линейку, нужны гибридные формы коммуникаций — «одной цифры или только офлайна недостаточно», важна большая персонализация. Он отмечает, что на рынке наблюдается заметная поколенческая дифференциация — это бебибумеры и представители поколения Х, которые прошли фазу накопления и приумножения, а сейчас находятся в стадии эффективного сохранения и использования. И есть поколение NextGen, которое почувствовало вкус быстрых в цифровом и информационном мире денег. То есть нужны совершенно разные услуги, стили обслуживания, продукты.
Любому новому игроку будет очень трудно, так как возникнет необходимость предоставлять клиенту что-то кардинально новое в части продуктов / услуг или сервисов, считает начальник управления инвестиционных продуктов private banking банка «Открытие» Андрей Шенк.
По его словам, клиенты сегмента Private довольно консервативны, и для них важны надежность банка, доверие к менеджеру и выработанные за много лет с ним отношения, а также уровень экспертизы и качества продукта — все это новому игроку придется делать с нуля.
В частности, в ВТБ обращают внимание на предоставление экспертизы по инвестированию в связи с растущим спросом клиентов на инвестпродукты, такие как рублевые облигации, евробонды, акции, паевые фонды. Кроме того, в рамках услуг Family Office необходимы разработка стратегии наследственного планирования, оптимизация адаптации налоговой нагрузки на бизнес-активы и структуры преемственности с учетом меняющегося законодательства и правоприменительной практики, полное сопровождение налоговой и валютной отчетности физических лиц, говорят в банке.