Рынок первичной недвижимости России продолжает смещаться в сторону более дорогих сегментов. По данным ЦБ, в 2025 году доля новых проектов экономкласса сократилась до минимальных 22%. Это третий год подряд, когда доступное жилье теряет позиции, а девелоперы массово переориентируются на комфорт- и бизнес-класс.
По сообщениям «Известий», основная причина отказа от строительства доступного жилья — экономическая. Рентабельность проектов в массовом сегменте в последние годы стремится к нулю, заявил гендиректор компании «Люди» Денис Жалнин. Застройщики столкнулись с ростом издержек: подорожали земля, стройматериалы, услуги по подключению к сетям и проектированию. Одновременно ужесточились регуляторные требования к качеству строительства.
Главным фактором риска стала зависимость спроса от льготных госпрограмм. «Основная причина — это ограничение льготных ипотечных программ, от которых зависит покупательская активность», — пояснил Жалнин. Девелоперы опасаются возможного ужесточения условий семейной ипотеки и роста конкуренции с вторичным рынком, если рыночные ставки по кредитам снизятся.
В ответ на вызовы рынка девелоперы сознательно смещают фокус. «Покупатель бизнес-класса менее зависим от льготной ипотеки… Поэтому девелоперы смещают акценты в сторону более прибыльного и предсказуемого сегмента», — отметила руководитель департамента по коммерческой недвижимости Estate Today Марьяна Меркулович.
Тренд наиболее ярко выражен в крупнейших городах:
В Москве экономкласс внутри МКАД практически исчез, а доля бизнес-класса превысила половину всего предложения.
В Санкт-Петербурге на эконом приходится лишь 9% новостроек.
В Казани, Ростове-на-Дону и Перми доля такого жилья упала до 4-5%.
По данным «Этажи», к ноябрю 2025 года доля типового жилья в общем объеме строительства сократилась до 17,8%. Еще в 2023 году этот показатель составлял 26,7%.
Сокращение предложения создает системную проблему. «Если тренд сохранится, через несколько лет рынок может столкнуться с недостатком действительно доступного жилья», — предупредила Марьяна Меркулович. Это особенно критично для молодых семей и регионов с невысоким уровнем доходов.
Адаптация покупателей уже происходит через снижение средних метражей квартир, что позволяет оставаться в сопоставимом бюджете. Однако ценовой разрыв между сегментами велик: если в экономклассе квартиру можно купить за 10–12 млн рублей, то в бизнес-сегменте цена стартует от 25 млн, отметил гендиректор «Флип» Евгений Шавнев.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!