С середины августа цены на уран выросли примерно на 60%. Такая динамика вызывает большой интерес, поскольку сфера применения этого металла ограничена атомной энергетикой. Уран — один из важнейших элементов для производства ядерной энергии. Как следствие, у него довольно ограниченный рынок сбыта. Давайте разберемся, почему же он так резко вырос в цене.
Рынок урана: потребители и спекулянты
Уран обеспечивает человечество ядерным топливом, которое используется для выработки электроэнергии на атомных электростанциях. Один фунт (453 грамма) урана способен произвести столько же энергии, сколько три миллиона фунтов (1360 тонн) угля (рис. 1).
Уран-235 — это единственный материал природного происхождения, который способен поддерживать цепную реакцию деления, выделяя при этом огромное количество энергии. Тепло, полученное в результате этой реакции, может использоваться в различных промышленных процессах.
Спрос на уран в меньшей степени зависит от экономических циклов, чем спрос на другие промышленные товары и металлы. Основные потребители этого вещества — атомные электростанции. Сейчас в мире их насчитывается 445, и работают они в 32 странах мира.
На сегодняшний день 13 стран мира покрывают не менее 25% своих энергетических потребностей за счет атомной энергетики. Ранее в число таких стран также входили Германия и Япония. В США действует более 90 ядерных реакторов, которые вырабатывают около 20% всей электроэнергии страны, а во Франции на АЭС приходится около 70% электрогенерации.
А вот крупных урановых шахт на планете мало. Крупнейший производитель урана — Казахстан (более 40% мирового производства), за ним следуют Австралия (13%) и Намибия (11%). Самые крупные шахты находятся на территории Казахстана, Канады, Намибии и Австралии.
Мировой объем рынка урана в 2022 году составит примерно $10,2 млрд. Как правило, атомные электростанции стараются заключать контракты на поставку урана примерно за два года до срока его использования.
Рыночный спрос на уран формируют не только непосредственные потребители, но и спекулянты. Они скупают металл, когда цена низкая, в расчете на будущее повышение спроса. За счет высокой торговой активности они взвинчивают котировки и привлекают внимание других участников рынка своими крупными сделками. Один из таких долгосрочных спекулянтов — компания Sprott Physical Uranium Trust. За последние несколько недель она купила около 6 млн. фунтов урана на общую сумму в $240 млн.
Производство урана: запасы и добыча
На мировом рынке по запасам урана с значительным отрывом лидирует Австралия, второе место занимает Казахстан, а за ним следуют Канада и Россия (рис. 2).
Последние несколько лет производство урана было ограничено, а в 2020 году на добыче сказалась еще и пандемия COVID-19.
Из-за распространения коронавируса мировая добыча урана в прошлом году сократилась на 9,2%. Так, в Канаде был законсервирован крупнейший в мире рудник, в результате чего общее производство урана в стране упало на 43,9%. Параллельно на 14,6% сократил производство и Казахстан. На эти две страны в совокупности приходится около 60% мировой добычи урана.
Ожидается, что мировая добыча урана в период до 2025 будет расти в среднем на 6,2% в год, а пальму первенства по объему производства в ближайшие несколько лет сохранит Казахстан (рис. 3).
Цена на уран: котировки и драйверы
С середины августа цены на урановое сырье выросли примерно на 60%. Инвесторы и спекулянты активно скупают этот товар, ожидая, что в ближайшие 3-5 лет спрос на него вырастет как в связи с новыми разработками модульных реакторов, так и по причине консервирования крупных рудников в Канаде.
Сейчас цена урана составляет около $48 за фунт (453 грамма), тогда как в середине августа металл стоил $28,99 (рис. 4). Во многом повышение цен связано с торговой активностью Sprott Physical Uranium Trust.
Общемировой тенденцией сейчас стал постепенный переход от нефтяных и угольных энергоносителей к экологически чистым источникам энергии. В рамках этого тренда атомная энергетика рассматривается как переходный этап: хотя само по себе использование атома для генерации энергии гораздо экологичнее, чем использование угля и нефти, строительство АЭС и сырье для них стоят довольно дорого.
Внимание к рынку урана вернули оптимистичные прогнозы по спросу от Всемирной ядерной ассоциации и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Это первое повышение прогнозов со времени аварии на японской станции в Фукусиме в марте 2011 года.
Повышению интереса к отрасли способствовали и инновации в сфере ядерных технологий. Китай, США, Польша и Великобритания сейчас разрабатывают малые модульные реакторы (SMR), которые должны значительно снизить капитальные затраты при строительстве объектов атомной энергетики, что должно повысить ее доступность (рис. 5).
Влияние на цену оказали и проблемы со стороны предложения. Как мы уже отметили, из-за низких цен часть урановых рудников по всему миру была законсервирована. Например, в 2018 году канадская Cameco приостановила добычу на своем руднике McArthur River. А дополнительное снижение производства на фоне пандемии усугубило ситуацию.
14 сентября компания Global Industry Analysts выпустила новый прогноз, в котором повысила ожидания по темпам роста мирового рынка урана до 2026 года включительно. В компании прогнозируют, что в указанный период рынок будет расти в среднем на 2% в год. При этом наиболее быстро спрос будет восстанавливаться в США — в среднем на 3,1% в год. В Европе рост ожидается на уровне 1,6%, а в Японии — на уровне 1,4% в год.
Рост спроса на уран. Кто из компаний выиграет?
Среди компаний, которые могут стать бенефициарами растущего спроса на уран, выделяются мировые лидеры отрасли — казахстанский Казатомпром (KAP) с капитализацией в $10,2 млрд и канадская Cameco Corporation (CCJ) с капитализацией в $9 млрд. Акции обеих компаний доступны на СПБ Бирже.
НАК Казатомпром — национальная атомная компания Казахстана, крупнейший мировой производитель урана. Казатомпром пользуется приоритетным доступом к огромной ресурсной базе уранового сырья, поскольку ископаемые запасы урана на территории Республики Казахстан относятся к числу одних из самых богатых в мире. Компания основана в 1997 году, в ее штате более 20 тыс. сотрудников (рис. 6).
Сравним финансовые мультипликаторы обеих компаний (рис. 8). Мы видим, что показатели рентабельности и чистой прибыли Cameco сильно упали после консервации основного месторождения. Консенсус-оценка цены ее акций составляет $31 за акцию (на 17,11% выше текущих значений).
Казатомпром имеет более сильные и стабильные финансовые показатели и демонстрирует высокую рентабельность по чистой прибыли на уровне 25,8%. Обладая статусом национального оператора урановых месторождений, компания имеет привилегии в доступе к сырьевой базе страны и ведет переговоры о разработке месторождений напрямую с правительством.
Выручка Казатомпром в последние 4 года растет в среднем на 14,97% в год. При этом компания показывает самую высокую и стабильную валовую маржинальность по сравнению с конкурентами. 2020 год Казатомпром закрыл с уровнем валовой маржи в 42%, а канадская Cameco показала рентабельность на уровне всего лишь 5%. Таким образом, Cameco столкнется с затруднениями при ведении бизнеса, если уран упадет в цене ниже $25-27 за фунт. В то же время Казатомпром может продолжать бизнес и при цене $12-15 за фунт сырья.
По нашим расчетам, справедливая цена акций компании Казатомпром, вычисленная на основе среднеотраслевых мультипликаторов урановой отрасли, составляет $46,67 за акцию, что на 2,57% выше текущей рыночной цены.
Данный расчет не учитывает дальнейший рост рынка урана, но позволяет дать справедливую оценку компании, исходя из текущих показателей
***
Мировая экономика восстанавливается после пандемии 2020 года, и ее потребности в энергии растут. А высокие цены на природный газ и прогресс в разработке модульных реакторов заставляют инвесторов пристальнее присмотреться к акциям основных компаний урановой отрасли.
Аналитик Александр Холодов, редактор Сергей Глушков
InvestFuture.ru