Мы все привыкли пользоваться банковскими сервисами. Раньше их предоставляли банки — и это было логично. Но теперь подобные сервисы внезапно решили открыть многие компании, которые раньше никогда ничем подобным не занимались.
Зачем им это понадобилось? Рассмотрим самые яркие примеры.
«Яндекс» (YNDX)
В 2020 году на российском рынке едва не случилась одна из самых громких сделок за последние годы: «Яндекс» хотел купить банк «Тинькофф» (TCSG). Но договориться не получилось. Тем не менее, «Яндекс» не отказался от идеи открыть банк внутри своей структуры. Весной этого года он приобрел банк «Акрополь» за 1,1 млрд рублей. Теперь он уже называется«Яндекс Банк».
Зачем же «Яндексу» собственный банк?
В первую очередь, он очень полезен для создания экосистемы из различных сервисов — а именно этим «Яндекс» сейчас и занимается. Банк можно использовать для платежей внутри сервисов экосистемы, а также чтобы привлечь дополнительных клиентов.
Как отмечает сам «Яндекс», ещё банк займется созданием финансовых продуктов для людей, которые не могут получить их в других банках. В первую очередь это касается самозанятых. Их доходы, по словам представителя «Яндекса», не всегда видны крупным банкам, в результате кредит получить сложно.
С одной стороны, сегодня самозанятые уже могут предоставлять справки о доходах из налоговой, чтобы получать даже крупные кредиты. Пусть даже в чём-то им сложнее, но серьезных отграничений нет.
С другой, в категорию самозанятых людей попадают многие водители такси и курьеры. А они в большом количестве работают, в том числе, и в «Яндексе». Поэтому, вероятно, «Яндекс» собирается выдавать кредиты собственным многочисленным курьерам и водителям. Это не только даст ему финансовую выгоду, но и поможет снизить текучку кадров на таких должностях.
X5 Group (Five)
Месяц назад X5 Group объявила о запуске собственных финансовых сервисов под названием X5 Банк. В состав учредителей, помимо его самого, вошел «Альфа банк». Это логично, ведь «Альфа-Групп» — главный акционер X5 Group с долей в 47,9%.
Банковские карты X5 Банка комбинируются с картами лояльности для магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». Помимо бонусов за покупки, они будут давать кешбек и процент на остаток, то есть станут похожими на дебетовые карты.
Правда, эти карты пока бесплатные в обслуживании для клиента и о выдаче кредитов речи не идет. Скорее всего, для X5 это сейчас убыточный продукт, который сделан для привлечения покупателей.
Удавалось ли подобное ранее?
Да. В числе историй успеха — компания МТС (MTSS), в составе которой давно функционирует «МТС Банк». Кстати, он уже давно перерос роль вспомогательного сервиса, став полноценным и достаточно крупным банком. Среди конкурентов он занимает 29-е место в России по размеру капитала, 7-е по размеру портфеля кредитных карт, является полным циклом финансовых сервисов как для физических лиц, так и для бизнеса.
«МТС Банк» растет по выручке в среднем по 53,5% в год. При этом рост продолжается и за последний год составил 41%. Более того: банк растет значительно быстрее основного телеком-бизнеса компании и с каждым годом все больше диверсифицирует бизнес МТС. Так, по результатам последнего квартала доля МТС Банка в общей выручке МТС составила уже более 9%. При этом за последние 9 месяцев он принес прибыль 5,1 млрд рублей.
Рис. 1. Динамика выручки «МТС Банка», источник: InvestFuture
МТС уже в 2022 году может получить дополнительную прибыль от «МТС Банка», если его IPO все-таки состоится. По словам председателя совета директоров АФК «Система» (AFKS) Владимира Евтушенкова, оценка МТС Банка никак не может быть ниже $1 млрд. При такой оценке соотношение P/S для банка составит около 1,7. Это не слишком много для растущего актива, поэтому вполне вероятно, что он сможет разместиться и дороже.
При этом МТС, скорее всего, сохранит контроль над банком. А полученные денежные средства сможет направить на погашение долга, дивиденды и байбек.
Мнение аналитиков InvestFuture
О создании собственных банковских сервисов задумывается все больше российских компаний. Для кого-то это часть стратегии по созданию экосистемы, для кого-то — средство привлечения новых клиентов и повышения лояльности текущих.
Успешный рост банковского сегмента внутри крупной компании возможен, это уже доказала МТС. Но конкуренция сегодня очень серьёзна: как на рынке финансовых услуг, так и экосистем в целом. Поэтому не факт, что все компании преуспеют на этом пути.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.