United Airlines (UAL) приобрела долю в компании ZeroAvia, которая производит водородные авиадвигатели с нулевым углеродным следом. В рамках этой сделки гигант авиаперевозок планирует приобрести сто двигателей ZA2000-RJ. С их помощью предполагается модернизировать самолёты, установив на них в качестве нового силового агрегата по два водородных двигателя.
Как сообщили в самой ZeroAvia, им удалось привлечь финансирование в размере $35 млн от пула компаний, в число которых вошла и United Airlines. Безусловно, инвестиции United Airlines в ZeroAvia трудно назвать значительными, но сам факт интереса компании к рынку водородных двигателей заслуживает внимания.
Как сейчас обстоят дела на рынке водородных двигателей и почему именно в эту область инвестирует авиаперевозчик?
Как работают водородные двигатели?
Водородные транспортные средства приводятся в движение обычным электрическим двигателем, который питается от аккумулятора. Почему же они называются водородными?
Все дело в способе зарядки аккумулятора. Например, аккумулятор электромобилей заряжается извне — на зарядной станции. А «на борту» у водородного транспорта есть собственная электростанция, которая и вырабатывает электричество для батареи.
Электричество на ней генерируется в ходе химической реакции, для которой нужны водород и кислород. Водород закачивается в топливный бак, а кислород берется прямо из воздуха — через воздухозаборник. В результате химической реакции образуются электричество и вода. Вода (а точнее, водяной пар) — это и есть «выхлопные газы» водородного двигателя. И никакого CO2!
Почему водородные двигатели не прижились в автомобильной отрасли?
Основных причины две.
Стоимость. Чтобы проехать 600 километров на Hyundai Nexo, придется потратить на топливо примерно $99. Чтобы проехать то же расстояние на Tesla Model 3, достаточно зарядиться на $18. Получается, что ездить на водородном авто в 5,5 раз дороже.
Эффективность. По данным Volkswagen, коэффициент полезного действия электрических батарей составляет 76%. КПД водородного двигателя — всего 30%. Да, это выше, чем у двигателей внутреннего сгорания (16-20%), но намного ниже, чем у электрокаров.
В итоге водородные двигатели пока так и не нашли широкого применение в автомобильной промышленности. Однако они вызвали интерес в сфере авиации, где не редкость долгие перелеты с необходимостью быстрой дозаправки.
Водородные двигатели: такие ли они «зелёные»?
Основным источником водорода для современной промышленности служат природный газ и, в меньшей степени, уголь. Так что, хотя сами водородные двигатели и не дают углеродных выбросов, цепочка производства топлива для них может и не быть абсолютно «зеленой».
Впрочем, производство водорода уже начинает диверсифицироваться в сторону альтернативных источников энергии. Один из основных факторов таких перемен — снижение стоимости энергии ветра, солнца и других возобновляемых источников. Оно делает экономически целесообразным развертывание систем электролиза: водород выделяется из воды с помощью электрического тока.
Как развивается рынок водородных двигателей в авиаотрасли
Говорить о широком применении водородных двигателей в авиаотрасли пока тоже не приходится. Чуть ли не единственная компания, которая занимается их разработкой, это ZeroAvia. В сентябре 2020 года компания осуществила первый в мире полет коммерческого самолета на водородных топливных элементах. 6-местный самолет, работающий исключительно на водородном топливе, провел в воздухе 8 минут и успешно приземлился. Именно после этого ZeroAvia отправила предложения по поводу модификации разработанной ею силовой установки десяти авиакомпаниям, которые проявили интерес к этой программе.
На данный момент United Airlines — самый крупный из авиаперевозчиков, проинвестировавших в разработку водородных двигателей. Ожидается, что двигатели ZA2000-RJ, которые покупает компания, будет попарно устанавливаться на самолеты United Express, выполняющие региональные рейсы. На сегодняшний день работа над ZA2000-RJ еще продолжается, и United Airlines планирует начать их использование только в 2028 году.
Рис. 2. Самолет Untited Express, источник: united.com
Пока сложно оценить объем потенциального рынка водородных авиадвигателей, потому что их технология еще не вполне сформировалась. ZeroAvia продолжает развиваться благодаря фондированию, получаемому от таких крупных компаний, как United Airlines.
Главная цель United Airlines — к 2050 году сократить выбросы парниковых газов на все 100%, не полагаясь на традиционные программы компенсации углеродного следа. Компания также инвестирует в производителей электрических авиадвигателей — в частности, в стартап Heart Aerospace.
Сравнение с конкурентами
Из всех авиаперевозчиков именно United Airlines демонстрирует самый большой оптимизм по поводу декарбонизации авиаперелетов. Компания уже три раза подряд завоевала звание «самого экологичного авиаперевозчика года», по версии журнала Air Transport World. Это, безусловно, улучшает ESG-рейтинг компании и ее имидж в глазах клиентов и инвесторов, но этим пока все и ограничивается.
Более того, ESG-рейтинг у American Airlines (AAL) находится на том же уровне, что и у «экологичной» United Airlines, а у Delta Airlines (DAL) он даже ниже (то есть лучше).
Рис. 3. ESG-рейтинги авиаперевозчиков, источник: Yahoo Finance
На текущий момент авиаперевозчиков все еще сложно сравнивать по классическим мультипликаторам P/E, ROE и Net Debt/Ebitda, потому что все три компании до сих пор остаются убыточными из-за влияния пандемии. По прогнозам аналитиков, авиасообщение полностью восстановится только в 2024 году.
Отношение обязательств к активам (L/A) у UAL и DAL практически одинаковое. Это же можно сказать и по поводу консенсус-прогноза потенциального роста акций (average target upside). Но при этом DAL с ее более хорошим ESG-рейтингом торгуется на 30% дороже, чем конкуренты, по мультипликатору P/S. А вот AAL с ее высокой долговой нагрузкой и сравнительно небольшим потенциалом роста котировок выглядит даже немного переоцененной.
Рис. 4. Сравнение авиаперевозчиков по мультипликаторам, источник: blackterminal.com
Мы не можем утверждать, что различие в коэффициенте P/S у UAL и DAL вызвано лишь разницей в их ESG-рейтингах. Оценка компании зависит от многих параметров: возраста авиапарка, маржинальности бизнеса, структуры долга, силы бренда. Но поскольку в данном случае речь идет о компаниях с одинаковыми прогнозами по росту акций и отношением L/A, очевидно, что на более высокую оценку DAL влияет ее более хороший ESG-рейтинг.
Мнение аналитиков InvestFuture
Идея водородных двигателей уже давно будоражит умы, но подобные инвестиции со стороны крупных компаний скорее похожи на покупку лотерейного билета. Пока рано говорить, что водородная авиация — это перспектива ближайшего времени, однако авиаперевозчики видят в ней большой потенциал.
Из последних инициатив United Airlines мы можем сделать вывод, что пока она больше остальных авиакомпаний заботится о своей ESG-репутации. И это влияет на ее оценку в глазах инвесторов. Пока сложно оценить, как скажется на маржинальности бизнеса UAL появление в авиапарке компании самолетов с водородными двигателями, но это точно поможет улучшить ее ESG- рейтинг, а значит, и повысить ее стоимость.
Аналитик Александр Холодов, редактор Сергей Глушков