В первой половине 2025 года число жалоб на блокировки банковских счетов среди добропорядочных граждан увеличилось на 29%, несмотря на обязательства банков раскрывать причины блокировок. В статье рассматриваются признаки подозрительных операций, которые могут вызвать блокировку счета, включая новые критерии 2025 года, и даются рекомендации, как действовать, если ваш счет заблокирован.
Дропперов, быть может, стало меньше, о чем мы рассказывали в нашем телеграм-канале, но число жалоб на блокировки от добропорядочных граждан выросло: 117 тыс. за первое полугодие (+29% за аналогичный период 2024 года).
ЦБ уже обязал банки раскрывать причины, но проблема остается.
Десять признаков того, что операция вызовет подозрение у банка:
Получатель есть в спецбазах — человек или его карта / кошелек уже попадали в списки, связанные с мошенничеством или попытками перевода без согласия клиента.
Признак технических манипуляций — если при использовании банкомата пользователь слишком долго отвечает на запрос.
Сигнал от операторов СБП или платежных центров о том, что операция может проводиться без согласия клиента.
Подозрительное устройство — с этого телефона / ноута раньше уже делали мошеннические переводы.
Нехарактерные для пользователя действия: перевод с нового устройства, перевод в необычное для вас время, сумма сильно отличается от ваших обычных операций, подряд идет 5+ операций, за двое суток до перевода вы поменяли номер телефона на «Госуслугах» или параметры устройства, с которого переводите.
Подозрительный получатель перевода: числится в перечне аккаунтов, связанных с риском (раньше ему уже переводили деньги без согласия), на него заведено уголовное дело, связанное с мошенничеством или незаконными переводами.
Странная активность перед переводом — за 6 часов до операции (признак того, что клиент мог попасть под воздействие мошенников): были необычные звонки из банка (слишком долгие / частые), нетипичные / частые сообщения в мессенджерах от портала Госуслуг или банков.
Проблемы в устройстве: операторы зафиксировали вирусы при переводе.
Например, сначала вы отправляете больше ₽200 тыс. сами себе по СБП, а потом переводите деньги человеку, которому ранее полгода ничего не отправляли.
Все перечисленное будет распространяться и на переводы в цифровых рублях.
Без паники: узнайте причину у банка и попросите список документов, которые помогут снять блокировку. Отправить запрос можно в отделение, через мобильный банк или на почту.
Выполните указания банка: предоставьте необходимые документы, устраните причины. Например: проверьте долги в ФНС/ФССП или соберите документы о происхождении денег и назначении операций. Ну а если вас подозревают в мошенничестве, активно сотрудничайте со службами банка и госорганами.
Вам не дают внятных пояснений? Обращайтесь в интернет-приемную регулятора — ответы в этом случае, как правило, гораздо подробнее.
Чтобы не столкнуться с подобными бюрократическими проволочками, помните о десяти признаках и соблюдайте простые правила. Например, не принимайте переводы от незнакомцев, не передавайте никому доступ к счету, храните документы, подтверждающие происхождение денег.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!