Ожидаемое замедление деловой активности уже начинает отражаться на рынке труда. По данным Банка России, доля компаний, готовых сократить персонал в 2025 году, выросла почти вдвое — до 11,5%. Одновременно сократилось число предприятий, планирующих повысить зарплаты: с 84% в январе до 71% в июне.
Опрос Центробанка охватил 11,6 тыс. компаний, сообщает «Ъ». Он показал: медианный рост зарплат по итогам года ожидается на уровне 5,3%, тогда как в начале года он оценивался в 8,4%. Снижение касается всех ключевых отраслей, в особенности торговли, добычи полезных ископаемых, химии, строительства и сельского хозяйства. Повышать зарплаты становится всё сложнее. Издержки растут, спрос на продукцию падает, а отпускные цены уже не позволяют закладывать повышение фонда оплаты труда, констатирует ЦБ.
Часть компаний уже переходит к практической оптимизации — от сокращения штата до внеплановых отпусков и неполной занятости. Повысилась и обеспеченность персоналом: доля компаний, испытывающих кадровый дефицит, снизилась с 69% в январе до 66% в июне. У большинства респондентов потребность в сотрудниках снизилась из-за спада спроса.
Доля компаний, планирующих сокращения — 11,5% (+4,6 п.п. с января);
Планируют индексацию — 71% (-13 п.п. с января);
Медианный рост зарплат — 5,3% (против 8,4% ранее);
Число компаний с кадровым дефицитом — 66% (против 69%).
Замедление зарплатной динамики подтверждает и Счётная палата. В начале 2025 года реальные доходы, скорректированные на инфляцию, выросли всего на 5,2% против более чем 10% в начале 2024-го. Основной фактор — высокая инфляция (в начале года она достигала 10%), а также сохраняющаяся ключевая ставка, ограничивающая спрос и замораживающая инвестиции.
Согласно оценкам, об индексации в 2025 году заявляют лишь 40% компаний — против 60% в аналогичном периоде 2024-го. Компании сокращают расходы, а многие уже исчерпали внутренние резервы.
По данным аналитиков, высокие темпы роста зарплат сохраняются лишь в сферах с острым дефицитом кадров: строительстве, промышленности, ритейле, IT и HR. Так, инженеры в стройке прибавили за год 18,5%, менеджеры проектов — почти в 1,5 раза.
А вот в госсекторе (образование, наука, культура), пищевке и сельском хозяйстве прирост минимальный. В сырьевом секторе зарплаты и вовсе просели на 6%.
Ослабление динамики зарплат и сокращение найма может снизить инфляционное давление — на это и рассчитывает Банк России. Но для экономики в целом это означает падение потребления, сокращение продаж и усиление тренда на «тихие увольнения»: сотрудники сохраняют места, но теряют вовлечённость.
Если тренд сохранится, то «проинфляционное давление со стороны рынка труда будет постепенно ослабевать», считают в ЦБ.
Аналитики предполагают, что реальный рост зарплат по итогам 2025 года окажется в диапазоне 4–6%, а новая волна роста возможна не ранее 2026 года — при смягчении ДКП и восстановлении экономики.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!