На мероприятии «Финам» «Выше крыш» InvestFuture взял интервью у директора по стратегии брокера Ярослава Кабакова.
Кадр из видео на YouTube-канале «Финам Инвестиции»
InvestFuture: После решения ЦБ снизить ключевую ставку на 2% индекс Мосбиржи упал на 2,7%. Кажется, что рынок ожидал более решительных шагов от ЦБ. Можно ли назвать решение по снижению ставки каким-то существенным?
Ярослав Кабаков: Рынок остаётся низколиквидным и продолжает двигаться в боковике. Рынок не реагирует негативно, у него просто нет сил для того, чтобы пойти выше.
IF: Как считаете, а сейчас время покупать акции высоко закредитованных компаний: Сегежа, ВК, Русал и прочие? Во время прошлых позитивных для рынка событий можно было наблюдать, как такие проблемные бумаги росли даже быстрее голубых фишек и рынка в целом.
Кабаков: Я не считаю, что это вообще является продуктивной стратегией, только если это не краткосрочная спекуляция. Среди перечисленных компаний я не вижу в краткосрочной перспективе кандидатов на банкротство и дефолты, но потенциально это не лучший выбор.
Покупать сейчас закредитованные компании – наоборот иметь более высокие риски, чем в прошлые итерации. В период понижения ключевой ставки происходит резкое сокращение экономики. В это время мы можем увидеть резкое сокращение выручки некоторых компаний. На фоне большой долговой нагрузки, это приведёт к ситуации, когда долги будут «пирамидиться», некоторые компании не смогут справиться с выросшим долгом. Не столько страшен рост долговой нагрузки в период высокой инфляции, сколько во время замедления экономики. Тогда это бьёт по компаниям особо сильно: выручка не растёт, а долги нарастают. ЦБ может сохранять жёсткую ДКП и высокую реальную ставку ещё долгое время, и в это время многие компании могут не выдержать.
IF: А видите риски дефолтов в ближайшей перспективе?
Кабаков: Да, конечно, мы их видим. Это второй эшелон. Крупные компании с госучастием и крупными материнскими компаниями в ближайший год вряд ли проявят признаки кризиса и готовность к дефолту.
IF: А если говорить наоборот о лучших инвестидеях, то кто это?
Кабаков: Очень интересно сейчас смотрится металлургический сектор. Они либо приближаются, либо проходят период нижней точки цикла. Если не наступит глобальная экономическая рецессия, то металлурги на горизонте года могут показать неплохое восстановление. Особенно если увидим подвижки в геополитике. Стройка на новых территориях, снижение ключевой ставки (прим. которая приведёт к наращиванию рыночной ипотеки и росту стройки) – всё это может российских металлургов подстегнуть к росту. Отрасль вполне ещё может консолидироваться. Небольшие электроплавильные компании могут войти в структуры крупных участников нашего первого эшелона, либо закрыться. Металлурги – интересный среднесрочный взгляд.
Ещё интересна цветная металлургия, особенно учитывая, что мы стоим на рубеже развития новых проектов, связанных с редкоземельными металлами и спросом в сегменте электроавтомобилей. К тому же будет развиваться отрасль человекоподобных роботов (прим. в «Финаме» ждут усиления конкуренции в этой отрасли). Я считаю, что для цветмета много перспектив. Правда, при текущем курсе экспортёры испытывают некоторые сложности.
Наш экспортный сектор при условии ослабления рубля будет выглядеть интересно – Фосагро и другие производители минеральных удобрений выглядят интересно.
IF: Каких отметок российского рубля к концу года ждёте?
Кабаков: Мы все отлично понимаем, что здесь проблемы явно присутствуют. «Отшумит» санкционное давление, экспортёры чуть снизят продажу экспортной выручки на внутренний рынок – и мы увидим ослабление рубля. Здесь всё будет зависеть от геополитической напряжённости. Если выйдем на сделку с Трампом, то это приведёт к достаточно существенному ослаблению рубля. Если всё так же будут бояться держать свои средства в иностранных валютах, а это то, что мы в последнее время наблюдаем, и к тому же при высокой ключевой ставке, рубль может оставаться сильным достаточно длительный период. Диапазон – в районе 90-100 рублей за доллар к концу года. Но это при неизменности текущей ситуации.
IF: Рубль на межбанковских торгах на этой неделе был очень волатильным, за день он прибавлял и падал сразу 3-4%. Эта волатильность с нами надолго?
Кабаков: Рынок тонкий [прим. малоликвиден]. Думаю, что спекулянты попробовали свои силы. Мне кажется, что они не слишком удачно попытались ослабить рубль. Особенно эта попытка ослабить российскую валюту происходила на фоне уплаты налогов. Это было очень интересно наблюдать. Мне кажется, что эта волатильность – это завышенные ожидания, в текущей ситуации. По идее может расшириться волатильность от текущих уровней, а потом мы можем пойти куда-то повыше. Пока попытки пройти уровни сопротивления – ещё сложноваты.
IF: С ноября индекс RGBI вырос на 20%, ещё порядка 10% доходности за это время обеспечили купонные выплаты. Активный рост в облигациях уже отыгран?
Кабаков: В этом вопросе мы вновь упираемся в ключевую ставку. Всё те же развилки. ЦБ не зря увеличил диапазон ключевой ставки на конец года [прим. средняя, по прогнозу ЦБ, на второе полугодие – 16,3–18,0%]. Я считаю, что потенциал и по снижению ключевой ставки, и по росту индекса RGBI остаётся существенным. Если отбросить риски геополитики, то к концу года ключевую ставку могут снизить до 14%.
Шанс на это – достаточно высок. Если расходная часть госбюджета будет сокращаться, а курс останется примерно в том же диапазоне, что и сейчас – то снижение ставки может быть достаточно агрессивным. [прим. Ярослав Кабаков ожидает особенно сильного снижения ставки на заседании СД Банка России в октябре].
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!