Общеевропейский фонд как ключ к решению проблемы госдолга в ЕС

Общеевропейский фонд как ключ к решению проблемы госдолга в ЕС

Создание общеевропейского фонда как решение проблемы госдолга в ЕС

Единственным жизнеспособным решением для стран Европейского Союза в борьбе с нарастающим государственным долгом в среднесрочной перспективе может стать формирование общеевропейского фонда и выпуск на его базе совместных долговых инструментов. Однако данный подход не лишен своих недостатков, как указывается в докладе "Росконгресса" под названием "Бюджетный дисбаланс и долговая ловушка Евросоюза".

Идея объединения долговых обязательств

По мнению авторов исследования, "вероятно, в среднесрочной перспективе единственным приемлемым выходом будет объединение долговых обязательств, при котором Евросоюз будет выпускать общие долговые инструменты, а государства блока разделят ответственность". Для реализации этого плана может быть создан общеевропейский фонд, обеспеченный всеми возможностями Европейского Союза и Европейского Центробанка. Учитывая, что такие страны, как Германия и Нидерланды, сохраняют свой рейтинг на уровне "AAA", фонд сможет получить аналогичную оценку.

Преимущества совместного финансирования

Использование совместных инструментов позволит значительно снизить общие затраты на финансирование долга по сравнению с отдельными государствами, имеющими более низкие кредитные рейтинги. Однако для этого потребуется расширение действующих механизмов совместного заимствования, чтобы удовлетворить будущие временные или целевые потребности.

Исторический контекст: программа NextGeneration EU

Евросоюз уже имел опыт привлечения совместного долга в рамках программы NextGeneration EU, направленной на восстановление экономики после пандемии COVID-19. Хотя такой подход нарушал действующие договоренности ЕС, программа была объявлена временной и разовой, что способствовало её принятию.

Политические сложности и необходимость изменений

Несмотря на экономические преимущества, существуют и политические сложности, касающиеся процесса "мутуализации" долга. Неравномерное распределение выгод от интеграции рынков капитала может вызвать недовольство среди стран с более сильной экономикой. Для объединения долговых обязательств может потребоваться пересмотр действующих договоров, создание более мощного механизма банковской поддержки и, возможно, переход от единогласного голосования к голосованию квалифицированным большинством.

Временные рамки и потенциальные последствия

Все эти шаги требуют значительного времени для реализации. "Скорее всего в итоге европейским странам удастся согласовать механизм мутуализации долга. Но чем больше крупных экономик имеют более низкий рейтинг, тем тяжелее будет общему фонду с рейтингом 'AAA' привлекать средства под низкие ставки", - отмечают аналитики "Росконгресса". Это подводит к необходимости вмешательства Европейского Центробанка, который, вероятно, будет вынужден монетизировать долг, чтобы справиться с возникшей ситуацией.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!