Крупнейшие сети традиционной розницы, включая «Детский мир», «М.Видео» и Hoff, направили в правительство письмо с требованиями жёстких ограничений для маркетплейсов. Ритейлеры просят поддержать банки в борьбе с финансовыми сервисами площадок и предлагают запретить агрессивное субсидирование цен.
Торговые сети выступили с совместной инициативой, фактически поддержав позицию крупных банков («Сбер», ВТБ, Альфа-банк), которые ранее обвинили маркетплейсы в недобросовестной конкуренции через субсидирование скидок и продвижение собственных платёжных систем. Ритейлеры направили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину 3 декабря.
Маркетплейсы навязывают потребителям и продавцам услуги своих банков, — указано в письме, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Авторы предлагают перенять зарубежный опыт, обязывающий онлайн-гигантов вывести финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр или вовсе запретить им владение «кэптивными» банками. Основной претензией офлайн-сетей является ценовой демпинг, который, по их мнению, маркетплейсы осуществляют за счёт увеличения комиссий и штрафов для продавцов-селеров.
Скидки должны оставаться нормальным коммерческим инструментом, а не механизмом вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования, — заявил генеральный директор «М.Видео» Феликс Либ.
Для решения проблемы ритейлеры предлагают установить предельный объём средств, которые доминирующие платформы могут направлять на снижение цен за свой счёт.
Помимо финансового вопроса, офлайн-сети указывают на другие, по их мнению, несправедливые преимущества маркетплейсов. Во-первых, они критикуют практику привлечения иностранных, в основном китайских, продавцов на более выгодных условиях, что, по их словам, наносит ущерб российским производителям.
Во-вторых, ритейлеры требуют ускорить отмену беспошлинного порога ввоза товаров физлицами (€200), которым активно пользуются мелкие перепродавцы на площадках. Они настаивают на введении НДС для таких онлайн-заказов из-за рубежа.
Третья претензия касается налоговой оптимизации. По словам совладельца сети «Леонардо» Бориса Каца, от 40% до 60% сотрудников маркетплейсов являются самозанятыми, что позволяет не выплачивать страховые взносы и НДФЛ, создавая неравные условия.
В Ozon на запрос издания заявили, что продавцы сами выбирают модель работы, а штрафы применяются редко. Компания подчеркнула, что рост тарифов обусловлен увеличением издержек на логистику и топливо. Wildberries, в свою очередь, указали на бизнес-модель самих офлайн-сетей, которые, по их мнению, не допускают малый бизнес на свои полки, отдавая предпочтение товарам собственных марок и крупным дистрибьюторам.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!