Железнодорожные перевозки продолжают сокращаться: в июле 2025 года погрузка на сети РЖД составила 92,1 млн тонн — на 5,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За январь–июль объем перевозок снизился на 7,3%, до 646,6 млн тонн, сообщили в компании.
Основными причинами снижения стали слабая конъюнктура товарных рынков и структурные ограничения в промышленности, сообщает ТАСС. Существенное падение зафиксировано по ключевым номенклатурам: строительные грузы (-17%), металлолом (-34,6%), черные металлы (-16,9%), уголь (-3,6%). Также на фоне ремонтов на НПЗ снизилась отгрузка нефтепродуктов (-4,7%), а логистика зерна просела на 35,6% из-за слабого урожая 2024 года и ограничений на экспорт.
Восточный экспорт демонстрирует опережающую динамику. За 7 месяцев 2025 года объём экспортных перевозок в восточном направлении вырос на 4,1%, до 93,8 млн тонн. Растёт экспорт неугольных грузов (+4,9%), включая удобрения (+90,6%), железную руду (+12,3%), черные металлы (+3,9%) и грузы в контейнерах (+8,5%).
В РЖД подчёркивают, что существенные потери связаны не только с конъюнктурой, но и с непредъявлением заявленного объема грузов. Только в направлении портов Северо-Запада грузоотправители отказались от погрузки 7 млн тонн угля, на южном направлении — 3,1 млн тонн. Кроме того, недовыполнение соглашения по вывозу угля из Кузбасса составило 0,6 млн тонн.
Железнодорожная логистика повторяет тенденции смежных отраслей. Спрос на грузовые автоперевозки также снижается: КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ перешли на четырёхдневную рабочую неделю. По данным отрасли, совокупная мощность грузового автопарка превышает спрос на 44%. Эксперты называют это признаком охлаждения экономики — особенно на фоне высоких ставок и слабого потребительского спроса.
Банк России может пойти на смягчение денежно-кредитной политики, но в краткосрочной перспективе транспортный и логистический сектор продолжит адаптацию через оптимизацию загрузки и производственных графиков.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!