19 февраля Иран объявил о совместных военных учениях с Россией в Оманском заливе. Параллельно CBS News сообщает, что США готовы нанести удар по Тегерану уже 21 февраля. Переговоры в Женеве в Вашингтоне охарактеризовали как «гамбургер, набитый ничем». В ответ Тегеран заявляет о готовности перекрыть Ормузский пролив в случае начала боевых действий. На фоне риска эскалации котировки Brent превысили $71 за баррель.
19 февраля CNN сообщили, что США будут готовы нанести удар по Ирану в ближайшие выходные. Источники CBS News дали точную дату – 21 февраля. Информационный фон сопровождается заявлениями официальных лиц. Пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт заявила, что “Иран будет очень мудрым, если заключит сделку с президентом Трампом и его администрацией” (цитата по CNBC). А президент США Дональд Трамп считает, что Тегеран не хочет “последствий отказа от сделки”. Ранее Дональд Трамп прокомментировал возможность смены власти в шиитской стране словами “это было бы лучшим, что могло случиться”. Советник Трампа в анонимном комментарии ISW дал 90% вероятности военной акции США в ближайшие недели.
Очередной раунд переговоров прошёл 18 февраля в Женеве. Глава МИД Ирана Аббас Аракчи накануне заявил, что стороны “достигли понимания по основным руководящим принципам”. Однако верховный лидер страны Али Хаменеи придерживается жесткой риторики:
Более опасным, чем американский военный корабль, является оружие, которое может отправить его на дно моря... США могут быть поражены так сильно, что не смогут встать. (цитата по The Soufan Center)
Ранее The Wall Street Journal сообщали, что Иран готовится к войне с США несмотря на переговоры. В июне 2025 года Израиль нанёс удар по Ирану во время переговорного процесса с США, которые гарантировали отсутствие военной эскалации. Страна демонстрирует военный потенциал, давая понять последствия конфликта для мировой торговли. Параллельно Тегеран ведет работы по укреплению ядерных объектов. 19 февраля Иран проводит совместные учения с Россией у берегов Оманского залива. Использование воздушного пространство в регионе будет ограничено.
Командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) адмирал Алиреза Тангсири, выступил с заявлением, наблюдая за учениями в Ормузском проливе:
Решение о закрытии Ормузского пролива принимает высшее руководство, и как военнослужащий я заявляю, что мы готовы сделать это, когда бы ни дали на это указания наши старшие офицеры, — сказал Тангсири (цитата по РБК).
Официальные лица Израиля считают конфликт неизбежным. Согласно заявлениям, Израиль готовится к военному конфликту, который может произойти в ближайшие дни. В ноябре 2025 года мы писали о неизбежности нового раунда вооружённого столкновения. Требования Израиля с тех пор не изменились, о них сообщает Israil Alma:
убрать возможности обогащения урана;
ограничить баллистические ракеты до 300 км
прекратить поддержку прокси-сил
остановить репрессии против народа
Многие из перечисленных пунктов Тель-Авив считает экзистенциальной угрозой.
В Москве считают эскалацию нежелательным исходом. Министр иностранных дел Сергей Лавров завил:
Последствия нехорошие. Удары по Ирану уже были — по ядерным объектам, находящимся под контролем МАГАТЭ. Насколько мы можем судить, были реальные риски ядерного инцидента
Также глава МИД назвал нынешнюю ситуацию “игрой с огнём”.
По сообщениям СМИ, Китай выстроил в Иран воздушный мост для военного снабжения в случае конфликта. Для США ситуация со снабжением выглядит менее оптимистично: Кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман ранее заявил:
Королевство не позволит использовать свое воздушное пространство или территорию для любых военных действий против Ирана.
Официальные лица ОАЭ высказались аналогичным образом.
Из-за информационного фона нефть марки Brent поднялась выше $71 за баррель. Рынок реагирует на потенциальное нарушение логистики. Через Ормузский пролив проходит около 20% мировых поставок нефти. Как мы писали ранее, цена фрахта с начала 2026 года уже выросла на 44%. Аналитик Saxo Bank Оле Хансен считает, что “последний рост цен на нефть сигнализирует о том, что рынок усиливает уже заметную геополитическую премию риска, поскольку самая важная нефтяная артерия мира снова находится в зоне досягаемости конфликт”.
Хавьер Блас комментирует последствия:
Официальные лица США могут быть слишком самоуверенны в отношении цен на нефть в потенциальном конфликте США-Ирана. Несмотря на ограниченное влияние на нефть в прошлом году после бомбардировок Трампом иранских ядерных объектов, прошлая стабильность не гарантирует будущего спокойствия
Эскалация началась в январе 2026 года на фоне масштабных антиправительственных протестов в Иране. Тегеран применил вооруженные методы подавления беспорядков. Дональд Трамп публично поддержал протесты и направил авианосную группу в регион. К моменту прибытия сил протесты были подавлены, после чего стороны приступили к переговорам по ядерной программе в Женеве.
Параллельно с дипломатическим процессом США наращивали военное присутствие. По данным WSJ, у берегов Ормузского пролива сконцентрирована крупнейшая группировка воздушных сил со времен вторжения в Ирак в 2003 году. В регион также направляется еще один авианосец с ударными самолетами и средствами радиоэлектронной борьбы.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!