Инициативы Сеула и Токио по возобновлению диалога с КНДР создают возможность для стабилизации всей Северо-Восточной Азии. Для России, для которой Северная Корея является ключевым союзником, а отношения с Южной Кореей и Японией переживают сложный период, снижение напряжённости в этом треугольнике открывает значительные стратегические и экономические перспективы.
Президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён предложил восстановить прямые каналы связи с Пхеньяном для предотвращения инцидентов и начала сотрудничества в гуманитарных и экологических сферах. Премьер-министр Японии Санаэ Такаити заявила о готовности к встрече с Ким Чен Ыном, чтобы решить давние споры и построить новые отношения.
Эти шаги следуют за односторонним свёртыванием связей с Россией со стороны Токио и Сеула в 2022 году. В последнее время в обеих странах нарастает запрос на коррекцию этой политики, особенно в деловых кругах, что создаёт окно для осторожного восстановления взаимодействия.
Стабилизация отношений в треугольнике КНДР — РК — Япония отвечает ключевым интересам Москвы:
Укрепление союза с КНДР: Снижение изоляции Пхеньяна через диалог с соседями уменьшает риски резкой дестабилизации у границ России, что соответствует Договору о союзнических отношениях.
Восстановление связей с РК и Японией: Разрядка создаёт предпосылку для возвращения к прагматичному экономическому сотрудничеству. Москва заинтересована в возобновлении проектов в энергетике, инфраструктуре и высоких технологиях, которые активно развивались до 2022 года.
Экономика и транспорт: Стабильный регион — необходимое условие для реализации крупных инфраструктурных проектов с участием России (газопроводы, железные дороги, порты) и развития международных транспортных коридоров, включая потенциальное транскорейское сообщение.
Балансирование влияния: Активное участие России в региональных процессах позволяет Москве играть роль стратегического балансира, не допуская чрезмерного доминирования как Китая, так и США.
Безопасность Дальнего Востока: Снижение военной напряжённости напрямую повышает безопасность российских дальневосточных регионов и позволяет перераспределить ресурсы с задач военного сдерживания на цели развития.
Несмотря на возможности, существуют серьёзные ограничения:
КНДР исторически выдвигает жёсткие предварительные условия для диалога (например, снятие санкций).
Япония и Южная Корея остаются в рамках санкционного альянса с США, что блокирует полноценное экономическое взаимодействие с Россией.
Любые подвижки будут носить постепенный характер и могут быть обратимы при смене политического контекста.
Россия будет поддерживать диалог между Сеулом, Токио и Пхеньяном, так как он снижает общие риски. Москва может предложить свои площадки для переговоров и экспертный ресурс. Ключевой задачей для России станет параллельная работа по двум направлениям: укрепление союзнических обязательств с КНДР и точечное, прагматичное восстановление конкретных проектов сотрудничества с Японией и Южной Кореей в обход санкционных ограничений там, где это возможно. Успех будет зависеть от способности Москвы действовать как незаменимый посредник и гарант стабильности в сложной региональной конфигурации.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!