АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
анализ результатов работы компании в целях повышения ее эффективности. А.х.д. служит важной материальной основой для выбора и обоснования управленческих решений.
анализ результатов работы компании в целях повышения ее эффективности. А.х.д. служит важной материальной основой для выбора и обоснования управленческих решений.
комплексное изучение хозяйственной деятельности промышленного предприятия, направленное на получение объективных оценок, определение тенденции развития, выявление резервов повышения эффективности промышленного производства.
изучение и оценка использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятий и организаций с целью повышения ее эффективности. В процессе А.х.д. раскрываются экономические и социальные факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческих решений.
одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домашних хозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов.
анализ, греч. anlysis разделяю, расчленяю), функция управления для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов. На основании данных анализа выявляются узкие места в деятельности организации, оцениваются конечные результаты производственной деятель-ности, обосновываются управленческие решения. Многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потребность использования других способов. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Таким образом, под анализом понимается способ познания предметов и окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.) и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики. По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяй-ственных операций с целью обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяй-ственных актов для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравнивают результаты деятельности двух или более предприятий. По объектам управления анализ хозяйственной деятельности может быть: — технико-экономический (изучение взаимодействия технических и экономиче-ских процессов); — финансово-экономический (результаты финансовой деятельности предприятия); — управленческий (выработка стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, технологии и организации производства и т. д.); — социально-экономический (взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты); — экономико-статистический (изучение массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона); — экономико-экологический анализ (взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды); — маркетинговый анализ (изучение рынков сырья и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения и др.). Роль анализа хозяйственной деятельности как средства управления производ-ством с каждым годом возрастает. Это обусловлено, во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко-и капиталоемкости производства; во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе; быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа хозяй-ственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к анализу хозяйственной деятельности, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.