Барьер Психологический
субъективная реакция, обусловленная негативным отношением или предубеждением. Б.п. возникает из-за несовпадения интереса личности с требованиями ситуации или условиями выполняемой работы.
субъективная реакция, обусловленная негативным отношением или предубеждением. Б.п. возникает из-за несовпадения интереса личности с требованиями ситуации или условиями выполняемой работы.
субъективная реакция, обусловленная негативным отношением или предубеждением. Индивидуально-личностный психологический барьер возникает из-за несовпадения интереса личности с требованиями ситуации или несоответствия индивидуальных черт личности требованиям выполняемой работы. Социальные психологические барьеры образуются в процессе выработки и реализации управленческих решений, нововведений технического и организационного характера и т.д.
Психическое состояние, проявляющееся в пассивности человека, что препятствует выполнению им тех или иных действий, в частном случае - усвоению материала при проведении краткосрочного обучения. Обычно причинами возникновения психологических барьеров могут стать: -значительная новизна, неожиданность или опасность ситуации; - негативный прошлый опыт- Выученная беспомощность, Дидактогения; — отсутствие гибкости и быстроты мышления -Когнитивнаяригидность и т.п. В области краткосрочного обучения к таким барьерам можно отнести следующее: ПРИМЕР. «Кроме внутренней неготовности участников воспринимать новое, существует и приличный набор внешних причин, вызывающих порой сопротивление во время тренинга: - Возраст участников: чем они старше, тем больше возникает проблем. - Присутствие на тренинге значимых людей, которое заставляет тренируемых вести себя скованно (при директоре всегда хочется казаться умнее). - Чересчур много новой информации, которая заставляет пересматривать старые, привычные идеи — а это требует времени. - Низкая или неадекватная самооценка участников тренинга. - Избыток непонятной информации. Неприязнь к личности тренера. Важно также изначально развеять три иллюзии, которые, как правило, существуют у большинства людей, впервые пришедших на тренинг. Многие почему-то считают, что: - Тренинг полностью изменит их жизнь. - Для тренировки достаточно прослушать несколько лекций, ничего не делая. - У хорошего тренера должны быть рекомендации, а без них и тренинг не тренинг». Вагин И.О., Тренинг - это классно! Стратегия проведения психологических тренингов, М., «ACT», «Астрель», «Люкс», 2005 г., с. 62. Снятие ожиданий обучаемых