Бернард Мандевиль
Одной из популярных доктрин восемнадцатого века была вера в то, что эгоистичные импульсы человека, как бы то ни было, работают для хороших целей, потому что свойственный смысл моральной справедливости использует эти импульсы, не сознательно, а подсознательно как часть Божественного Плана. Эта идентификация частных и общественных достоинств была разрушена публикацией сатирического поэтического произведения под красивым названием "Басня о пчелах", которое написал Бернард Мандевиль.
Мандевиль, по национальности француз, родился 1670 в г. Дордрехт (Голландия), получил медицинское образование в г. Лейден. В 29 лет переехал в Англию и стал увлекаться литературой, поначалу переводя с французского, потом стал сочинять сам. В 1705 г. опубликовал сатирическое произведение "Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными", которое было переиздана в 1714 г. и 1723 г. под названием "Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода" (русский перевод 1924).
Аргумент Мандевиля был прост: личный интерес действительно является моральным недостатком, который способствует экономическому процветанию и, таким образом, общественным выгодам как непреднамеренное последствие действий, предпринятых полностью по частным и порочным причинам. Причиной развития цивилизации являются человеческие пороки, недостатки и капризы. Стремление к роскоши стимулирует развитие архитектуры и ремесел. Чревоугодие и женские прихоти заставляют отправляться в дальние страны за пряностями, благовониями и страусовыми перьями. Строятся корабли, гавани, улучшаются морское искусство и науки. Преступные наклонности людей способствуют развитию суда, права, полицейских мер. В результате порядок возрастает, цивилизация развивается. Но если этих пороков не будет, для общества может случится катастрофа:
Сравните улей с тем, что было:
Торговлю честность погубила.
Исчезла роскошь, спесь ушла,
Совсем не так идут дела.
Не стало ведь не только мота,
Что тратил денежки без счета:
Куда все бедняки пойдут,
Кто продавал ему свой труд?
Везде теперь один ответ:
Нет сбыта и работы нет!..
Все стройки прекратились разом,
У кустарей - конец заказам.
Художник, плотник, камнерез -
Все без работы и без средств.
(пер. А. В. Аникина) 1
Таким образом, сущесвтует гармония между частными пороками общественным благом, но не из-за Божественного Плана, а из-за того, что Адам Смит позднее назовет "невидимая рука", которая ведет каждого индивидуума, чтобы способствовать процессу, который не был частью его намерения.
Сатира Мандевиля - общество как улей, производящий мед, хотя каждую пчелу двигает жадность и жажда - была преднамеренно создана, чтобы нанести обиду, чтобы содействовать пересмотру традиционных убеждений. Заметное потребление предметов роскоши, мода на импорт, преступления, и даже естественные бедствия подобно пожару Лондона 1666 года - все способствует "разделению труда" (термин Мандевиля) и служат целям оживленной торговли и полной занятости, а такие предполагаемые достоинства как бережливость и милосердие вносят вклад в бедность и общий застой торговли. Басня Пчел широко обсуждалась в восемнадцатом столетии и критиковалась всеми ведущими мыслителями. Нет сомнений, что именно о ней думал Адам Смит, когда писал "Богатство Народов". Он принял основу доктрины Мандевиля о непреднамеренных социальных последствиях, но отклонил многое из его формы.
Другим научным пророчеством Мандевиля было его осуждение бережливости и высказывание гипотезы о том, что расточительность способствует росту общего благосостояния. Мандевиль считал, что "частные пороки искусным управлением обученного политика могут быть повернуты в общественные выгоды. Кроме этого, в его работах просматривается вера меркантилистов в важность поддержания благоприятного торгового баланса. Все это очень напоминает элементы доктрины Дж. М. Кейнса, что позволило последнему в "Общей теории процента, занятости и денег" назвать Мандевиля своим предшественником.
После публикации второго издания "Басни о пчелах" в 1723 г., поднялалсь волна общественного возмущения и один моралист за другим считали своим долгом осудить автора. Мандевиль периодически отвечал на эти упреки, добавляя к очередному изданию своей "Басни" дополнения с оправдательным текстам, но недовольство критиков не проходило и полемика продолжалась много лет.