InvestFuture

Дефицит бюджета

Просмотры: 956
Оцените материал:
(оценок: 45, среднее: 4.56 из 5)

Дефицит бюджета

превышение государственных расходов (расходов местных органов власти) за определенный период времени над доходными статьями (поступлениями в бюджет), то есть дополнительный внутренний спрос со стороны государства (местных органов власти).

Глоссарий некоторых макроэкономических индикаторов, 1996 г (www.akm.ru)

Дефицит бюджета

превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать: во-первых, рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; во-вторых, чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода. Причиной возникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение Д.б., чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями. Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономич. задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации гос. собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит. резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита. Если в составленном бюджете нет первичного дефицита, но расходы на обслуживание долга не покрываются полностью доходными источниками, то в утвержденном бюджете должны быть обязательно предусмотрены средства из состава источников финансирования дефицита в пределах затрат, связанных с погашением долга. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права утверждать соответствующие бюджеты с дефицитом, образующимся в результате недостатка доходов на покрытие текущих расходов. Бюджетный кодекс РФ жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов разного уровня. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответств. год. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен лишь в том случае, если субъект Федерации планирует получить дополнит. средства от продажи принадлежащего ему имущества, причем на величину, к-рая может быть реально получена от продажи имущества. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего (федерального или субфедерального) бюджета. Этот предел может быть превышен лишь тогда, когда орган местного самоуправления планирует получить дополнит. доходы от продажи муницип. имущества и только на величину этих доходов. Необходимость соблюдать принцип сбалансированности бюджетов приводит к тому, что при составлении проекта бюджета с дефицитом должны обязательно предусматриваться источники финансирования дефицита. Эти источники в разрезе основных видов привлеченных средств утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. В качестве привлеченных средств, используемых для финансирования Д.б., выступают денежные средства, привлекаемые на возвратной и платной основе. В отличие от доходов бюджета эти средства поступают в бюджет однократно и участвуют в финансировании бюджетных расходов только в том финансовом году, в к-ром они были привлечены. Формой привлечения средств являются разл. виды бюджетных заимствований, к-рые делят на заимствования, оформляемые через выпуск государственных ценных бумаг, и прямые кредиты, полученные от кредитных организаций внутри страны и от зарубежных банков, а также от международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Условия, на к-рых происходят заимствования, сроки возврата заемных средств устанавливаются решениями эмитента о выпуске займов, а также соответствующими кредитными договорами. Для финансирования дефицита федерального бюджета могут привлекаться как внутренние источники, так и внешние источники в виде государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации. Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФ ограничивается только внутренними источниками. С целью ужесточения контроля за объемом государственных заимствований субъектов РФ и соответственно размером государственного долга субъектов РФ внешние источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ были исключены Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». Для финансирования дефицита местного бюджета могут привлекаться только внутренние источники, состав к-рых этим Федеральным законом был расширен и стал аналогичным составу источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ. В приложении 8 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996) дана подробная классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ, а в приложении 9 – группировка внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета

Финансово-кредитный энциклопедический словарь