Джордж Катона
1901-1981)
Катона создал такое направление теории как психологическая экономика, уделив особое внимание влиянию событий, происходящих в масштабах одной страны, на доверие, ожидания, планы и конечное поведение большого количества индивидуумов. Основываясь на гештальтпсихологии,* он отметил, что в том, как люди интерпретируют окружающий мир и формируют ожидания относительно его будущего, могут происходить большие перемены, иногда приводящие к глубоким изменениям в их поведении. Он был твердо убежден в том, что люди обладают способностью учиться и корректировать свои цели, так что поведение представляет собой нечто большее, чем ответную реакцию на стимулы. Как и большинство гениальных идей, эти соображения были просты и в тоже время глубоки, очевидны (о том, что отношения влияют на поведение), но не приняты, в особенности, теми экономистами, которые предпочитали рассматривать отношения (attitudes) и ожидания как эндогенные, что означает отсутствие необходимости заниматься непосредственно их исследованием.
Согласно этой теории, значение массовой психологии растет, поскольку потребители стали более богатыми, пользуются кредитом и им приходится принимать на себя долгосрочные обязательства об уровне инвестирования в жилищное строительство и покупку машин, а также о графиках погашения кредитов. К тому же он приводил доказательства того, что мир становился все более непостоянным и непредсказуемым, поэтому людям было просто необходимо объяснять этот хаос. Частые измерения потребительского доверия были полезны только для краткосрочного прогноза, но долгосрочной целью было и остается понять массовые перемены в потребительском отношении и поведении.
Катона родился в 1901 г. в Будапеште и был студентом юридического факультета Университета Будапешта, когда вследствие коммунистического путча под предводительством Бела Куна университет был закрыт. Тогда он стал изучать психологию под руководством Мюллера в университете Геттингена. Его докторская диссертация была посвящена психологии восприятия. Во время своей работы в Университете Франкфурта он написал впоследствии удостоившуюся награды монографию с эмпирическим уклоном по психологии сравнения. В результате гиперинфляции он стал работать во Франкфуртском банке и написал (впоследствии широкоцитируемую) статью о массовых психологических аспектах инфляции. Затем был берлинский период, когда Катона изучал гешталтпсихологию со своим другом Максом Вертхаймером и работал корреспондентом Der Deutsche Volkwirt, издаваемой Густавом Штолпером. Когда Гитлер закрыл газету, Катона эмигрировал в Нью-Йорк. Приступ туберкулеза заставил его завершить карьеру консультанта по инвестициям и вернуться к литературный деятельности. В своей новаторской книге "Organizing and Memorizing" (1940 г.) он показал, как систематизированный в целостные образования (гештальты) материал делает более легким процесс его запоминания и применения к другим ситуациям и может привести к изменениям в ожиданиях. Интерес к экономическим последствиям войны привел его к написанию "War without Inflation: The Psychological Approach to the Problems of a War Economy" (1942 г.). После рабочих поездок в возглавляемую Коулсом Комиссию по исследованиям в области экономической теории в Чикагском университете и Отдел программных исследований Министерства сельского хозяйства США, он отправился с этой программой в Университет Мичигана, чтобы помочь там в основании Центра обзорных исследований. Там он начал несколько долгосрочных программ по измерению массовых изменений в потребительском доверии, создавая сумму знаний о том, как люди реагируют на события и интерпретируют их применительно к собственной жизни. Серия книг, которую начали выпускать в 1951 г. и закончили лишь в 1978, подвела итог этих исследований.
Он умер в Западной Германии 18 июля 1981 г., на следующий день после получения почетной степени Свободного университете Берлина.