InvestFuture

Европейской экономическое сообщество

Просмотры: 411
Оцените материал:
(оценок: 47, среднее: 4.38 из 5)

Европейской экономическое сообщество

интеграционная группировка 12 западно-европейских государств. Цели сообщества - создание таможенного союза в рамках ЕЭС, формирование общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов; проведение единой торговой политики в отношении третьих стран, а также общей политики в области сельского хозяйства, транспорта; образование экономического и валютного союза.

Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Европейской экономическое сообщество

группа из 12 западноевропейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия), осуществивших интеграцию своих экономик, объединившихся в экономический союз в 1957 г. В Европейском экономическом сообществе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система. С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

Европейской экономическое сообщество

часто называемое просто "Общий рынок". Первоначально договор был подписал 25 марта 1957 г. шестью государствами (Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург), вступил в силу с 1 января 1958 г. и предусматривал взаимную отмену странами–участницами таможенных и других ограничений на ввоз и вывоз товаров, рабочей силы капиталов, услуг, а также установление, единой таможенной и торговой политики по отношению к другим странам, общую политику в области сельского хозяйства и транспорта. С 1973 г. к ЕЭС постепенно присоединяются другие страны Западной Европы, и в настоящее время ЕЭС представляет собой пример достаточно глубокой экономической интеграции.

Словарь по экономической теории

Европейской экономическое сообщество

(ЕЭС) (European Economic Community, EEC) Европейский общий рынок, первоначально сформированный в 1958 г. шестью странами-членами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – Бельгией, Францией, Западной Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. В 1967 г. ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии ("Евратом") объединились и сформировали Европейское сообщество (ЕС) (European Community (EC). ЕЭС создавалось для отмены тарифов и квот в торговле между странами – членами, принятия единого тарифа в торговле с третьими странами, обеспечения свободы перемещения рабочей силы и капитала между странами-членами, гармонизации социально-экономического законодательства и проведения Общей сельскохозяйственной политики (Common Agriculture Policy (CAP).

Экономика. Оксфордский толковый словарь

Европейской экономическое сообщество

ЕЭС; «общий рынок»; European Economic Community — EEC) — крупнейшая экономическая группировка, в состав которой с момента ее создания в 1958 г. входят ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, а с 1973 г. — также Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Дания и Исландия. С января 1981 г. членом ЕЭС стала Греция. Штаб квартира ЕЭС находится в Брюсселе (Бельгия). Созданию ЕЭС предшествовало образование в 1951 г. Европейского объединения угля и стали, положившего начало процессам интеграции в Западной Европе.

Решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, было принято в июне 1955 г. в Мессине министрами иностранных дел 6 государств — учредителей ЕЭС (ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Подготовка договора велась Комитетом экспертов, получившим название «Комитет Спаака» по имени его председателя. Переговоры о подписании договора проходили в Брюсселе с июня 1956 г. Договор об учреждении ЕЭС был подписан в Риме (Римский договор) 25 марта 1957 г. и официально вступил в силу 1 января 1958 г. (одновременно с договором о создании «Евратома») после его ратификации парламентами всех шести стран учредителей. В Римском договоре, учредившем Сообщество, предусматривалось в качестве первоочередной задачи создание «Общего рынка» путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, а также постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социальной жизни стран участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налоги и т.д.).

Расширения состава ЕЭС были оформлены специальными договорами. Присоединение к ЕЭС новых стран не отразилось на основных условиях и целях Римского договора. Новые члены полностью взяли на себя все обязательства, вытекающие из договора об учреждении ЕЭС, ЕОУС и «Евратома», а также всех решений, принятых на их основе органами трех сообществ за истекшие годы. Организационная структура. Основными органами ЕЭС являлись Совет, Комиссия, Ассамблея (с 1962 г. принято название Парламент или Европейский парламент), Суд, Экономический и социальный комитет. В 1958—1969 гг. (так называемый переходный период) мероприятия Сообщества были в основном направлены на устранение барьеров, препятствовавших созданию «Общего рынка». Таможенные пошлины во взаимной торговле стран участниц после постепенного снижения в период 1959—1968 гг. были в основном упразднены к 1 июля 1968 г. Боvльшая часть количественных ограничений была отменена уже в 1962 г., а остальные — к концу переходного периода. Одновременно проходил процесс замены национальных таможенных тарифов стран участниц единым тарифом, ограждающим территорию Сообщества в торговле со странами, не входящими в ЕЭС. В полном объеме участники ЕЭС начали применять единый тариф с 1 июля 1968 г., одновременно с упразднением таможенных пошлин внутри «Общего рынка».

Важным элементом деятельности «Общего рынка» в 60 е гг. была единая сельскохозяйственная политика. В течение переходного периода были введены в действие единые цены и правила регулирования рынков по всем основным сельскохозяйственным товарам, а также создан протекционистский механизм, применяемый в торговле с «третьими» странами. К 1968 г. были в основном реализованы положения Римского договора о свободном движении рабочей силы внутри «Общего рынка». В принципе выходцы из одной страны ЕЭС приравнивались по условиям найма, заработной платы и социального обеспечения к национальным рабочим другой страны. В 70 е и в начале 80 х гг. перед участниками ЕЭС встала задача развития интеграции путем формирования экономического союза, предполагающего выработку и проведение совместной политики по основным направлениям экономической и социальной жизни, что в ряде случаев не предусматривалось положениями Римского договора.

В 1971 г. страны ЕЭС приняли план создания валютно экономического союза («план Вернера»), предусматривавший переход его участников к единой валюте, общим золотовалютным резервам и единой политике в области международных расчетов, т.е. передачу под национальный контроль основных рычагов управления экономикой стран участниц. Реализация этого плана свелась к созданию в 1972 г. механизма поддержания взаимных курсов валют этих стран («европейская валютная змея»). План, принятый в декабре 1979 г. по инициативе ФРГ и Франции, ставил перед странами ЕЭС значительно более скромные задачи. Речь шла в нем уже не о валютно экономическом союзе, а о создании в рамках «Общего рынка» Европейской валютной системы (ЕВС).

В основу ЕВС был положен принцип «фиксированных, но гибких паритетов» национальных валют стран участниц, официально привязанных к специально созданной европейской валютной единице — ЭКЮ. Система вступила в силу в марте 1979 г. В ней согласились участвовать восемь стран ЕЭС: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Ирландия и Люксембург. Великобритания временно воздержалась от присоединения к ЕВС. Вместе с тем она зарезервировала за собой возможность при определенных условиях присоединиться к ней в будущем. Одной из важнейших сторон деятельности ЕЭС являлось установление взаимоотношений с ЕЭС с «третьими» странами и международными организациями (ГАТТ, ОЭСР, ЕЭК и другими специализированными организациями ООН). К началу 1982 г. ЕЭС установило договорные отношения в разной форме почти со 100 государствами. В Западной Европе ЕЭС заключило в 1972—1973 гг. серию соглашений со странами ЕАСТ (Австрией, Швецией, Швейцарией, Исландией, Португалией, Норвегией, а также Финляндией, ассоциированной с ЕАСТ). В соответствии с этими соглашениями в период с 1973 по 1977 г. во взаимной торговле стран ЕЭС со странами ЕАСТ были отменены количественные ограничения и таможенные пошлины на промышленные товары. В 1975 и 1979 гг. между ЕЭС и большой группой стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ) были заключены соглашения о торгово экономических отношениях (I и II Ломейские конвенции). В 1976—1977 гг. ЕЭС заключило соглашения с Алжиром, Тунисом, Марокко, АРЕ, Сирией, Иорданией и Ливаном (в полном объеме вступили в силу в 1978 г.).

Энциклопедия российского и международного налогообложения

Европейской экономическое сообщество

ЕЭС

(EUROPEAN ECONOMIC COMMUNITY). Общий рынок, единое торговое пространство; в соответствии с Римским договором от 25 марта 1957 г. - экон. союз, образующий Общий рынок Бельгии, Люксембурга, Франции, Германии, Италии и Нидерландов. В 1952 г. первые шесть стран - членов Европейского Сообщества (ЕС) создали Европейское сообщество по угольной и сталелитейной промышленности (ЕСУС), а в 1958 г. - Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ). В 1953 г. к шести странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, к-рые ранее были членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). 1 января 1981 г. в ЕС вступила Греция, а позднее - Испания и Португалия9 мая 1950 г. министр ин. дел Франции Роберт Шуман выдвинул план выхода Европы из послевоенного кризиса. В качестве первого шага на пути к тому идеалу единой Европы, к-рый в прошлом пытались достичь только насильственно, он предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность европейских стран. В настоящее время разрабатываются планы обеспечения к 31 декабря 1992 г. свободной торговли и промышленного сотрудничества между странами. (Уже реализованы. - Прим. науч. ред.)В 1967 г. ЕСУС, ЕЭС и ЕВРАТОМ осуществили слияние своих исполнительных органов, добавив к Парламенту и Международному суду единую комиссию и единый совет в качестве органов ЕС. Комиссия ЕС (исполнительный орган) в составе 13 комиссаров со штаб-квартирой в Брюсселе осуществляет управление деятельностью ЕС. Основным органом ЕС, принимающим решения, является состоящий из 12 членов (по одному от каждой страны) Совет министров. Фин. и контрольные полномочия Европейского парламента, заседающего в Люксембурге и Страсбурге, ограничены. Международный суд также находится в Люксембурге; каждое входящее в ЕС гос-во представлено в нем одним членом. Суд обеспечивает соответствие политики ЕС и ее реализации законодательству.Европейская валютная система (ЕВС) была создана в марте 1979 г. и включала 8 членов. Ее принципы разработаны в соответствии с принципами МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ) и направлены на сокращение краткосрочных колебаний курсов валют ЕС. Европейская валютная единица (ЭКЮ), определяемая на основе `корзины` валют стран - членов ЕС, используется в международных расчетах гос-в ЕС и поддерживается обязательной валютной интервенцией.Первые прямые выборы в Парламент состоялись 7 и 10 июня 1979 г. 410 членов Парламента (некоторые из них были видными политическими деятелями) должны были обеспечить более активное участие этого органа в разработке политики ЕС.Общая с.-х. политика, осуществление к-рой началось в 1962 г., была направлена на обеспечение гарантий в области поставок продовольствия по стабильным и разумным ценам и повышение эффективности с. х. Она привела к возникновению излишков ряда продуктов и установлению внустановлению внутренних цен существенно выше мирового уровня. Субсидированный экспорт с.-х. продукции из стран ЕС неоднократно вызывал озабоченность в США.ЕС заключало рамочные соглашения со многими развивающимися странами. В 1975 г. ЕС и более чем 50 бывших колоний Африки, Карибского бассейна и Тихого океана подписали Ломейское соглашение, обеспечивающее беспошлинные поставки в страны ЕС многих видов продукции, а также фин. и техническое содействие. В июне 1979 г. завершились переговоры по Второму Ломейскому соглашению (Третья Ломейская конвенция подписана в 1984 г., четвертая - в 1989 г. - Прим. науч. ред.).ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (учреждение ЕС) предоставляет кредиты на осуществление гос. и частных инвестиционных проектов, помогающих менее развитым регионам Сообщества осуществлять модернизацию промышленности, внедрять новые технологии, обеспечивать поддержку энергетики, совершенствовать средства связи, а также осуществлять охрану окружающей среды. Банк находится в Люксембурге.ЕС стремится к дальнейшему развитию социального аспекта Общего рынка. Им разрабатываются меры, направленные на повышение жизненного уровня и условий труда иммигрантов, инвалидов и безработных. Страны - члены ЕС решили предпринимать усилия по сглаживанию различий между регионами Сообщества. Для увеличения инвестиций и создания рабочих мест в менее развитых регионах в 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития. Политика ЕС в области охраны окружающей среды привела к разработке программ мероприятий, направленных на защиту природных ресурсов Европы. ЕС также разработало меры в области здравоохранения и безопасности, защиты потребителей, развития культуры и спорта.Сообщество разработало также единую энергетическую политику, задачами к-рой являются устранение зависимости между экон. ростом и спросом на энергоносители, а также последовательное сокращение потребления нефти. ЕС стимулирует более активное использование альтернативных форм энергии (солнечной, ветряной, геотермальной, гидроэлектроэнергии) и обеспечивает средства для их развития. ЕС содействует разработке и проведению единой транспортной политики, особенно в области грузовых автомобильных и ж.-д. перевозок, внутреннего каботажа, установления норм безопасности движения. Направленная на развитие конкуренции политика ЕС не допускает нездоровой конкуренции, обеспечивая режим наибольшего благоприятствования некоторым предприятиям, и не допускает раздела рынков отдельными фирмами путем установления новых барьеров в торговле. Договор ЕС содержит положения об антитрестовской политике и гос. помощи; в др. соглашении установлены специальные правила для угольной и сталелитейной промышленности. Правила ЕС запрещают заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, также все формы злоупотребления своим положением на рынке - напр., введение фиксированных цен или ограничений на выпуск продукции, на рынки или техническое развитие. Договоры ЕС запрещают предоставление нац. субсидий (гос. помощи) отдельным фирмам или отраслям промышленности, чтобы не допустить несправедливого получения выгод, либо ставят эти дотации под контроль Сообщества. ЕС приняло меры для содействия структурной перестройке традиционных отраслей промышленности - таких, как сталелитейная, текстильная и кораблестроительная - в связи с усилением конкуренции и сокращением спроса на их продукцию. ЕС поставило своей целью создание динамичной среды для развития частного бизнеса путем устранения нац. барьеров на пути свободного движения товаров и услуг, а также обновления научно-технической базы европейских гос-в.Цель Сообщества - достижение единства по взаимному согласию на основе свободно принятой совокупности правовых норм. Движение к этой цели было медленным и трудным. Правительствам нелегко расстаться со своими полномочиями, прерогативами и традициями.Население двенадцати стран Сообщества составляет 321 млн чел., что примерно на 80 млн больше, чем в США, и на 50 млн больше, чем в (бывшем. - Прим. науч. ред.) СССР. Его доля в мировой торговле составляет 22%. В 1987 г. Сообщество руководствовалось более чем 60 многосторонними соглашениями и более чем 250 двусторонними соглашениями.Кризис бюджета и общей с.-х. политики в 1986 г. создал угрозу Сообществу. Эти проблемы были частично решены в последующие годы. На пути к единству перед ЕЭС стоит множество проблем, однако у него большое будущее.Комиссия ЕС сыграла важнейшую роль в Токийском раунде многосторонних торговых переговоров.США последовательно поддерживали концепцию европейской интеграции. Представители ЕС проводят регулярные встречи с высокопоставленными руководителями США в Брюсселе и Вашингтоне по таким вопросам, как энергетика, торговля, экон. политика и отношения с развивающимися странами. Миссия США в ЕС в Брюсселе и делегация ЕС в Вашингтоне решают оперативные вопросы, а их руководители часто пересекают Атлантический океан для обсуждения конкретных и узкоспециальных вопросов. Кроме того, дважды в год проводятся встречи между делегациями Конгресса США и Европейского Парламента.Пакт 1991 г. расширил границы Общего рынка ЕЭС, включив в него несколько соседних стран Западной Европы - членов ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ). Членами ЕАСТ являются Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Швеция и Швейцария. Задача пакта состояла в том, чтобы привести ЕАСТ в соответствие с планом Общего рынка ЕЭС. Обе организации должны были остаться самостоятельными структурами. Пакт расширил географические границы рынка ЕЭС более чем на 50%. Население стран - членов ЕАСТ, составляющее 31 млн чел., меньше населения Испании. Пакт открыл дорогу созданию самого большого и взаимосвязанного Общего рынка, включающего почти 400 млн потребителей. Его целью было устранение многих барьеров на пути движения товаров, людей, услуг в Западной Европе. Для вступления в силу с 1 января 1993 г. соглашение должно было быть ратифицировано всеми членами АСТ и Европейским Парламентом, состоящим из 518 членов. Считается, что для многих стран этот пакт является первым шагом на пути к полному членству в ЕЭС. Несколько стран - членов ЕАСТ уже обратились с просьбой о членстве в ЕЭС.В 1992 г. в Дании и Франции прошли выборы, к-рые могли определить будущее Европы. В обеих странах был проведен референдум по вопросу о Маастрихтском договоре. В данном договоре выдвинуто предложение об институциональной организации 12 стран - членов ЕЭС. В нем обрисован план создания единого ЕЭС, в основе к-рого лежит модель интервенционистской нации-гос-ва. Интеграция должна охватывать только те страны, к-рые готовы передать часть суверенитета наднациональным структурам. Экон. интеграция должна быть дополнена перераспределением дохода в пользу менее богатых членов сообщества. Результаты референдума в Дании были отрицательными. Франция одобрила выдвигаемые идеи незначительным большинством.См. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ.БИБЛИОГРАФИЯ:BOREMAN, G. F. `Dropping the Barriers`. Canadian Banker, November/December, 1988.Journal of Common Market Studies.METZGER, A. `Charting a Steady Course`. Transportation and Distribution, February, 1989.`1992: Towards a Single Market`. Euromoney. September, 1988.PHILLIPS, B. J. `1992: Gearing Up For the New Europe`. Institutional Investor, July, 1988.RAMM, U. `The Next Step on the Road To a United Europe (monetary union)`. Euromoney, September, 1988.ROSENBAUM, A. `Fortress - Or Facade?` Industry Week, February, 1989.

Энциклопедия банковского дела и финансов