Факторы ситуации, влияющие на мотивацию
Мотивация - формирование условий, при которых работник организации видит свой интерес в выполнении задач организации. Ситуационные факторы мотивации - это посреднические переменные факторы, влияние которых либо порождает мотивацию, либо препятствует ей. Такими ситуационными факторами являются: способ управления; организационный климат; взаимоотношения на рабочем месте; испытанное индивидом давление на рабочем месте; используемый производственный метод; принятые нормы этики и морали на предприятии. В теории Герцберга факторы ситуации относятся к гигиеническим факто-рам. Ситуационные факторы вызывают у индивида неудовлетворенное или нейтральное отношение, но не создают мотивацию. В теории ожиданий факторы ситуации и внешней среды являются теми переменными, которые определяют степень желательности цели организации для работника и возможности ее достижения.
Так, например, используемый на предприятии производственный метод может быть эффективным с технической стороны. Но, если он лишает работника возможности наиболее полного самовыражения, то есть ограничивает удовлетворение его потребности в самовыражении, то такой метод относится к факторам ситуации, влияющим на мотивацию На мотивацию подчиненных и их достижения в работе и в значительной степени воздействуют поведение руководителя и его способ управления. Подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и какие последствия следуют из их деятельности. Поведение руководителя и его способ управления в данном случае также относятся к факторам ситуации и внешней среды, поскольку вызывают у индивида неудовлетворенное или нейтральное отношение, но не создают мотивацию к труду в организации. Ситуационные факторы зачастую лишают работника желаемого способа выполнения задания (например, отсутствие инструмента, или собственного опыта), что препятствует достижению цели. Поэтому учет си-туативных факторов способствует усилению мотивации. Личность работника также является ситуационным фактором мотивации, поскольку если ясны причины успеха или его отсутствия, создает негативное или нейтральное отношение к труду. Недооценивающий себя человек ищет причину неудачи ищет в себе, а переоценивающий - вне себя (в начальнике, руководстве или условиях труда). Представление работника о самом себе как личностная черта влияет на его ожидания и отношение к труду. Способности и умение, ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированные на основе его более раннего жизненного опыта, в целом вызывают к жизни внутренние потребности либо более высокого уровня (в самовыражении и уважении), либо более низкого уровня (избежание неприятных переживаний, получение вознаграждения), но не создают мотивации к достижению цели.