ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
См. Планирование
См. Планирование
формирование плана развития организации на основе ориентировочных показателей (контрольных цифр и т.д.).
недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.
метод регулирования экономики, который включает в себя определение долгосрочных целей и разработку программ действия для достижения этих целей с использованием таких методов, как модель "затраты-выпуск". В отличие от централизованно планируемой экономики индикативное планирование действует через рынок (ценовая система), а не заменяет его. Наконец, процесс планирования сводит вместе обе стороны промышленности (профсоюзы и управленческие круги) и правительство.
разновидность государственного экономического планирования, которое периодически используется для ослабления экономического кризиса и устранения его последствий, поднятия уровня промышленного производства и сокращения безработицы, регулирования рыночной экономики и т.п. Основывается на поддержании финансовой и производственной деятельности государственного сектора, на добровольном согласии между различными группами общества в части объективности экономического развития, на наличии государственного механизма обеспечения достигнутого согласия.
рекомендательное) получило широкое распространение в экономике развитых капиталистических стран с 60–х годов. Главная цель – смягчение кризисных колебаний, стабилизация темпов экономического роста. С 80–х годов развитие информатики позволило подвести под П.и. новую технологическую базу, и главной его целью является централизованное информационное обслуживание всех хозяйствующих субъектов данными об основных приоритетных направлениях развития экономики, о системе государственных льгот и ситуаций для их реализации. Индикативные планы это стратегия сотрудничества и объединения усилий правительства и деловых кругов, профсоюзов, потребителей для решения проблем создания наиболее эффективной экономики.
(indicative planning) Стремление стимулировать экономический рост путем воздействия на ожидания. Индикативное планирование пытается сочетать преимущества децентрализации и централизованного планирования. Экономический рост может запаздывать из-за пессимистических ожиданий: фирмы не надеются, что другие фирмы будут осуществлять инвестиции, и не ожидают, что перспективы рынка достаточно выгодны для них в случае осуществления инвестиций. Централизованное планирование потребовало бы от фирм осуществлять инвестиции, но считается, что это слишком жестко. При индикативном планировании правительство стремится разрабатывать прогнозы деловой активности для различных отраслей, которые, в случае если им поверят, убедили бы каждую фирму, что ее собственные инвестиции будут рентабельными. Из-за сложности прогнозирования технического прогресса и изменений вкусов сомнительно, что индикативное планирование может действовать лучше по сравнению с простым провозглашением общих целей макроэкономической политики.
англ. indicative указыващий), недирективное, рекомендательное, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы (планы — прогнозы) составляются с целью помочь хозяйствующим объектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План, таким образом, выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку. Практика индикативного планирования подтверждает, что симбиоз плана и рынка возможен в определенных пределах, ибо они располагают набором взаимно дополняющих качеств и их следует рационально сочетать для получения требуемых результатов.
важнейший инструмент косвенного воздействия государства на экономические процессы, обеспечивающий, с одной стороны, оптимизацию сочетания интересов различных субъектов рынка, с другой — проведение политики приоритетов государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму планирования микро- и макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. Индикативное планирование можно рассматривать как механизм координации интересов и деятельности субъектов управления и хозяйствования, сочетающий госрегулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, который основан на системе показателей (индикаторов) социально-экономического развития и предусматривает учет общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровнях, налоговые и другие меры поддержки хозяйствующих субъектов. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т. п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и обеспечить качественную взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики.
одна из форм государственного регулирования рыночной экономики. Индикативное планирование было внедрено правительствами зарубежных стран после Второй мировой войны.
В индикативном планировании выделяют два типа планов: конъюнктурный и структурный. Сущность первого состоит в обеспечении экономического равновесия на рынке, то есть высокой занятости, равновесия платежного баланса, стабилизации цен и т.д. При таком планировании задачи в отношении производства и инвестиций не были обязательными и рассматривались лишь как прогнозирование вероятного развития в рамках правительственной политики. Так осуществлялось планирование, например, в Голландии. Структурное планирование рассматривалось как средство достижения определенных структурных изменений в экономике и заключалось в следующем: для обеспечения развития приоритетных отраслей, которые требовали значительных инвестиций, государство планировало государственные инвестиции, стимулировало частные инвестиции и разработку количественных задач для отрасли. Такие типы планов были классически отработаны во Франции.
В отличие от директивного планирования, которое было фактически разверсткой централизованно установленных заданий исполнителям, индикативное планирование является или рекомендательным (приоритетным), или чисто индикативным (указательным). Рекомендательное (приоритетное) планирование определяет поведение участников производственных и социальных процессов в передплановий период. Например, с целью ликвидации определенных диспропорций рекомендуется увеличивать средства на инвестиции, производство и т.д. Индикативное (указательное) планирование формирует предложения относительно развития отдельных сфер, секторов, производственных систем, определяет пропорции, которых нужно достичь, устанавливает определенные производственные квоты, чтобы не нарушить определенные пропорции.
Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач:
1. обоснование поведения самостоятельных субъектов рыночных отношений;
2. обеспечение основ для государственного контроля за экономикой;
3. определение сфер, в которых острые и неотложные проблемы требуют активного государственного вмешательства;
4. регулирование, обоснование, разработка и реализация способов, средств этого вмешательства и регулирование экономических процессов.