Классификация целей организации. Дерево целей
Цель - это идеальное воплощение общей работы фирмы, целостность фирмы, воплощенная в единстве работы ее сотрудников, отражение накопленного организационного опыта фирмы. Требования к целям: 1) специфичность; 2) измеримость;3) достижимость;4) реалистичноть;5) закрытые временные рамки (перевод английской аббревиатуры SMART).Противоположным по значению к термину «цель» является термин «результат». Цель имеет в своей трактовке две основных концепции. В соответствии с первой цель это идеальная сущность, порождаемая разумом. В соответствии со второй - цель это обобщение опыта человека. Мы будем понимать подцелью идеальное отражение целостности общей работы коллектива, что соответствует второй концепции в определении сущности цели. Цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии организации и ряда целей организации в целом. Цели во временном аспекте различаются на краткосрочные (до года), среднесрочные ( 1-3 года) и долгосрочные ( от 3 до 5 и больше лет). Цель - это понятие и реальность целостности общей работы коллектива, состоящие из многих элементов. Поэтому для ее описания цели удобным инструментом является граф и частный случай графа дерево. Граф это описание исследуемой системы, процесса, явления в виде совокупности двух классов объектов: вершин и соединяющих их линий - ребер. Граф - частный случай множества. Графы и их составляющие характеризуются определенными свойствами и набором допустимых преобразований (операций) над ними. В общем виде задать граф - значит описать множества его вершин и ребер, а также отношение инцидентности. Для описания вершин и ребер достаточно их занумеровать.