InvestFuture

Конфуций

Просмотры: 696
Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.49 из 5)

Конфуций

Кун Фуцзы) (551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Экономические взгляды К. систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372–289 до н. э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность К. происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

К. одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, К. считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. К. призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.

Учение К. нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения К., являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий К. искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Экономика от А до Я: Тематический справочник

Конфуций

(ок. 551-479 до н. э.)

Конфуций (Кун-Цзы) происходил из обедневшего знатного рода, в молодости был мелким чиновником, затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в его сборнике "Лунь юй" (Беседы и суждения).

Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Как и многие древние мыслители, Конфуций одобрял сложившийся на основе традиционных взаимоотношений общественный строй, основанный на четком разделении привилегий между разными сословиями.

Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикет") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех вышестоящих, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь отцом народа и гарантом правильного действия, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда у народа будет достаток , когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково выгодным как в условиях великой общности ( коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

После 136 г. до н. э. конфуцианство стало господствующей доктриной, а Конфуций был провозглашен "учителем 10 тысяч поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г. (начало буржуазной Синьхайской революции).

Биографический словарь: зарубежные экономисты