Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара
Понятие конкурентоспособности фирмы составляет комплекс характеристик, определяющих экономическое положение фирмы в том или ином рынке. Уровень конкурентоспособности фирмы определяют различные факторы, среди которых важны научно-технический уровень производства фирмы и степень ее организационного совершенства. Конкурентоспособность фирмы следует отличать от конкурентоспособности товара. На рынке лидирует тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и использование (С) максимален по сравнению с другими идентичными товарами. Определение потенциальной конкурентоспособности товара конкретного товара обуславливает его сравнение с другими товарами на основе ряда расчетов и исследований по подлежащим оценке и сравнению параметрам. Часть этих параметров должна отражать потребительские свойства товара (технические, эргономические, эстетические, конструктивные), часть - характеризовать его экономические свойства. Важную роль в конкурентоспособности товара играет цена потребления или издержки потребителя товара. При оценке конкурентоспособности товара целесообразно определить вес каждого из показателей конкурентоспособности товара.