Контроль в менеджменте
Контроль - это формирование организации на основе предупреждения возможных отклонений в производственном процессе и жизни коллектива поведения сотрудников от оптимального. Контроль представляет собой непрерывный процесс формирования эффективной общей работы организации путем установления соответствия результатов работы сотрудника целям и задачам предприятия. Контроль обнаруживает и устраняет возникающих в процессе производства узкие места и слабые звенья. Элементами контроля являются:
- показатели результативности;
- прямая и обратная связь между сотрудником и руководителем;
- стандарты;
- показатели допустимых отклонений;
- предварительный контроль;
- текущий контроль;
- заключительный контроль Показатели результативности это количественное отражение результатов работы сотрудника. Прямая и обратная связь между сотрудником и руководителем предполагают разделение труда, общение и согласование интересов сотрудника, руководителя и организации. Стандарт это эталон отношения, процесса или результата. В ходе предварительного контроля обеспечивается прозрачность взаимодействия сотрудников и руководителей, разрабатываются процедуры и правила поведения работников, планы, системы показателей оценки работы сотрудников, анализируются деловые качества работников, их профессионально-квалификационный уровень. Предварительный контроль в области распределения материально-сырьевых ресурсов предусматривает предварительный входной контроль всех материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие для осуществления производственной деятельности, на предмет их соответствия действующим стандартам. Предварительный контроль в области финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния, составления бюджетов по центрам ответственности, смет, которые предусматривают предельные ассигнования по статьям затрат. Обязательное выполнение этих правил является необходимым условием для эффективного сотрудничества всех работников. Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной деятельности, по всей цепи производства и обслуживания и направлен на предупреждение возможных отклонений в производственном процессе запланированного уровня. Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется по результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена и нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми. Часто под контролем понимается не философия менеджмента, а отдельная процедура управления, т.е. 1) выработка стандартов и критериев, 2) анализ реальных результатов,3) разработка корректирующих мер.