ОБЩЕЕ БЛАГО
основная цель государства, заключающаяся в создании условий для того, чтобы граждане в их совокупной взаимосвязи имели возможность полного, согласованного и гармоничного развития. В этом состоит и идея государства. Общее благо содержит в себе юридическое и нравственное начало: юридическое, так как оно осуществляется путем принуждения; нравственное, так как подчинение частных целей общей есть нравственное требование. Однако государство не имеет целью осуществление нравственных требований личной деятельностью граждан. Эта цель составляет задачу церкви, а не государства, так как церковь по своей природе воздействует на совесть человека. Принудительное же исполнение нравственных требований есть отрицание самих основ нравственного закона, который есть закон свободы.
Государство может осуществлять нравственные принципы в собственной своей деятельности настолько, насколько ею определяются общие интересы самого государства и осуществление главной ее цели - достижение общего блага. С другой стороны, государство не ставит себе целью частного блага своих граждан, так как это есть цель гражданского общества, а не государства. Последнее содействует развитию частных интересов лишь настолько, насколько они входят в общие интересы. Имея в виду, что государство есть союз, стоящий над другими союзами, а не поглощающий их в себе, отметим, что и цель государства не совпадает с целью других союзов. Их существенное отличие состоит в том, что цель государства общая, а не частная. Но так как благо целого зависит от благосостояния частей, то косвенно целью государства становится содействие частным интересам. Насколько это содействие необходимо, это вопрос, который решается в зависимости от изменяющихся условий жизни. Но коренной принцип состоит в том, что вмешательство государства в область частных интересов составляет исключение, а не правило.
Обязанности, которые исходят от нравственного закона совершенно неопределенны. Он ограничивается предписанием делать добро, любить ближнего, действовать для общих целей, однако, какие именно эти цели, что человек должен делать в данном случае, это предоставляется для определения свободной его совести. Законы же государственные, напротив, требуют от человека известных действий, к примеру уплаты налогов.
Обязанности, исходящие от нравственного закона касаются абсолютно всей жизни человека, государственные же законы определяют обязанности человека только как гражданина данного государства. Частной жизни законы государственные не должны ограничивать до тех пор, пока действия частных лиц не нарушают чужого права и не препятствуют достижению общего блага. Законы государственные могут осуществлять требования закона нравственного только в области общественных отношений.
Закон нравственный осуществляет одну, высшую цель - нравственное совершенство человека, потому он есть вечная и неизменная норма жизни. Государственные же законы по своему существу, согласуются с временными, изменяющимися потребностями и интересами общества, в связи с чем в области государственных законов могут возникать столкновения интересов, из-за чего и происходит политическая борьба, так развитая в настоящее время. Из-за этих временных потребностей и интересов, государственные законы часто уклоняются от вечно неизменной нормы, потому как главным для них, в силу состояния лиц, выражающих их, являются потребности и интересы, в своей совокупности представляющие благо народа.