Показатели конкурентоспособности организации и товара
Ресурсы развития организации в конкурентной рыночной среде, выявляемые путем сравнения показателей развития конкурирующих организаций, называются конкурентоспособностью. Основные категории конкурентоспособности: конкурентные преимущества организации и конкурентные возможности организации. Конкурентные преимущества организации это улучшение показателей деятельности организации по сравнению с аналогичными показателями конкурирующей организации в связи с эффективностью производства и ее рыночными позициями (положительная разница в прибыли, объемах продаж, доле рынка). Конкурентные возможности организации это возможное изменение показателей организации в связи с развитием потребностей покупателей и тенденциями на рынке (возможный рост объемов производства в связи с ростом рынка, возникновением новых потребностей, благоприятным изменением конъюнктуры рынка). Содержательная основа конкурентоспособности многопланова и имеет самостоятельные формы применительно к организации, производству или продукту. Деление конкурентоспособности на формы условно в силу того, что организация это единство систем производства и маркетинга, технологий и потребителей, конкуренции и предпринимательских сетей. Организация реализует на рынке не только произведенный ею товар, но и имидж. Покупая товар фирмы покупатель удовлетворяет не только физиологические потребности, но и потребности в общении, самовыражении и приверженности к определенному социальному статусу. Продажа товара для организации не только итог работы всех служб организации, но и доказательство способности организации реагировать на изменения внешней среды, достигать стратегических целей, дающих максимальную полезность для организации в изменяющейся внешней среде. Наиболее известными методами количественной оценки конкурентоспособности организации (предприятия) выступают сравнительный метод, построение диаграмм, позиционирование конкурирующих предприятий.
К показателям конкурентоспособности предприятия относятся преимущества в показателях: прибыль на 1 долю предприятия; рост предприятия; масса прибыли; численность работающих; объемы основных производственных фондов; объемы продаж; доля рынка; качество продукции; цена; соотношение цена/качество, обновление ассортимента; инвестиции в инновационную деятельность; организации исследовательских научноконструкторских работ; объемы инвестиций в основной вид деятельности. К показателям конкурентных рыночных возможностей предприятия относятся: расширение рынка продукции, объем не освоенных сегментов рынка, объем рынка новых товаров и услуг. К показателям конкурентоспособности рыночных возможностей предприятия относятся: расширение рынка продукции, объем неосвоенных сегментов рынка, объем рынка новых товаров и услуг. К показателям конкурентоспособности товара относятся соотношение цена/качество, объем предпродажных и послепродажных услуг.