InvestFuture

Принятие решений в менеджменте

Просмотры: 751
Оцените материал:
(оценок: 34, среднее: 4.38 из 5)

Принятие решений в менеджменте

Решение это проявление интеллекта в действии (например, вычисления в математической задаче). Управленческое решение - это: 1) реакция организации на неопределенность во внутренней или внешней среде организации; 2) форма взаимодействия сотрудников в групповом поведения коллектива; 3) отдельная операция в менеджменте, имеющая преимущественно умственный характер. Управленческое решение это процесс, где на входе информация, а на выходе распределение прав и ресурсов в организации. Элементы управленческого решения: замысел; предварительные задачи; характеристика взаимодействия по горизонтали и вертикали; обеспечение выполнения задач; коммуникации; критерии исполнения решения. Управленческие решения могут быть классифицированы по ряду факторов:

1) по сфере управления выделяются экономические, политические, социальные управленческие решения;

2) по видам деятельности могут быть управленческие решения по функции управления: "Бухгалтерский учет и финансовая деятельность"; или по функциям управления: "Организация работы с кадрами" и т.д.;

3) по уровням управления выделяются управленческие решения генерального менеджмента, менеджмента подразделений, операционного менеджмента;

4) по форме проявления могут быть коллективные, персональные управленческие решения;

5) по срокам проявления конечных результатов по выполнению управленческих решений выделяются долговременные (конечные результаты проявляются через достаточно большой срок исполнения) и краткосрочные (результаты проявляются через небольшой срок); 6) по типу взаимодействия в коллективе выделяются мотивационные решения, распределение ролей, управлению впечатлениями, по формированию психологического климата.

В рамках организации управленческие решения могут приниматься единолично руководителем, единолично руководителем на основе информации, полученной от сотрудников, коллегиально, самими сотрудниками. В условиях формирования организации предпочтительнее единоличные решения руководителя. В условиях сформировавшейся организации решения принимаются коллегиально или самими сотрудниками. Коллективный разум в условиях опасности и необходимости быстрых решений, как правило, неэффективен. При необходимости работы высокого качества неэффективно единоличное принятие решений руководителем. В организации ответственность (обременение, презумпция виновности за принятие решений) с руководителя никогда не снимается. Принципы принятия управленческих решений в организации:

1) постоянная готовность к реагированию на непредленность;

2) превентивный характер операций управления;

3) срочность реагирования нанеопредленность;

4) адекватность реагирования на неопределенность;

4) адекватность реагирования к природе организации;

5) комплексный учет последствий принимаемых решений;

6) альтернативность выбора решения из многих возможных решений;

7) адаптивность последствий управленческих решений к природе организации, ее внутренней и внешней среде;

8) приоритетность использования внутренних ресурсов;

9) оптимизация внешних и внутренних воздействий;

10) эффективность принимаемых решений.

В теории игр множество распределений ресурсов в организации (дележей) R называется решением, если, во-первых, каковы бы ни были дележи z1 и z2 из R, ни для какой коалиции интересов дележ z1 не является более предпочтительным, чем z2, и, во- вторых, какой бы ни был дележ, не принадлежащий R, найдется дележ r из R, предпочитаемый дележу s хотя бы одной коалицией интересов в организации. Ситуация равновесия заключается в распределении, при котором ни одному из игроков невыгодно изменять ее, если остальные игроки (каолиции) сохраняют свое положение неизменным. Стремление к дележам, составляющим решение, можно принять за разумное поведение участников игры. Решение игры как реализация принципа разумности обладает тремя основными недостатками: одна игра может иметь много решений, каждое решение может состоять из многих дележей, существуют игры, не имеющие решения. Указанных недостатков лишен другой подход к понятию разумности дележа, предложенных Шегли. Этот подход приводит к единственному дележу, который существует для кооперативной игры.

Управленческие решения могут быть классифицированы по ряду факторов:

1) по сфере управления выделяются экономические. Политические, социальные управленческие решения;

2) по видам деятельности могут быть управленческие решения по функции управления: «Бухгалтерский учет и финансовая деятельность» или по функциям управления: «Организация работы с кадрами» и т.д.

3) по уровням управления выделяются управленческие решения генерального менеджмента, менеджмента подразделений, операционного менеджмента;

4) по формам проявления могут быть коллективные, персональные управленческие решения;

5) по срокам проявления конечных результатов по выполнению управленческих решений выделяются долговременные( конечные результаты проявляются через достаточно большой срок исполнения) и краткосрочные ( результаты проявляются через небольшой срок). В рамках организации управленческие решения могут приниматься единолично руководителем, единолично руководителем на основе информации, полученной от сотрудников, коллегиально, самими сотрудниками. В условиях формирования организации предпочтительнее единоличные решения руководителя. В условиях сформировавшейся организации решения принимаются коллегиально или самими сотрудниками. Коллективный разум в условиях опасности и необходимости быстрых решений, как правило, неэффективен. При необходимости работы высокого качества, неэффективно единоличное принятие решений руководителем. В организации ответственность (обременение, презумпция виновности за принятие решений) с руководителя никогда не снимается. В условиях рыночных отношений особое значение имеет разделение решений на стратегические решения и текущие. Стратегические решения олицетворяют реакцию менеджмента на долговременные тренды и связанные с этим неопределенности во внешней рыночной среде организации. Текущие решения олицетворяют реакцию организации на краткосрочные обстоятельства деятельности организации и связанные с ними неопределенности. Обычно, к стратегическим решениям относятся решения, жизненный цикл которых превышает пять лет. Срок жизненного цикла текущего решения менее года.

Основные понятия менеджмента: глоссарий