Профицит бюджета
превышение доходной части над расходной.
превышение доходной части над расходной.
ситуация, когда доходы государства превышают его расходы.
превышение государственных доходов за определенный период времени над расходными статьями.
Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.
Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.
Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет - следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.
Согласно предположениям таких экономистов, как Джон Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.
С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.
Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.
На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран - экспортеров сырья. Так, по результатам 2010 года наибольший профицит - 39,8% ВВП - у Брунея, 22,7% - у Кувейта, 15,4% - у Макау, 12,1% - у Катара, 10,5% - у Норвегии. Как правило, развитые страны имеют дефицитные бюджеты, а развивающиеся самыми быстрыми темпами находятся где-то посередине (например, этот показатель для Китая равен минус 2,1 %, т. е. у него бюджет с умеренным дефицитом).
В России на 2011 год принят бюджет с дефицитом: доход должен составить 10,3 трлн рублей, расход - 11 трлн. Однако при его реальном исполнении за первые три квартала доходы превысили расходы.
англ. budget surplus) – превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финанс. ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финанс. возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить произ-во, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния П.б. на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без П.б. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению П.б. в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи гос. (муницип.) собственности, сократить поступления доходов в федер. бюджет от реализации гос. запасов и резервов; предусмотреть направление бюдж. средств на дополнит. погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам др. уровней. Если проводить перечисл. меры нецелесоообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ. Если П.б. обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. П.б., возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотр. по бюджету расходов, – явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономич. конъюнктуры, явились следствием экономич. бума или недофинансирования расходов и т.п., то положительно оценивать П.б. нет оснований. Но какой бы ни была причина образования П.б., необходимо принять меры к сохранению бюдж. средств, не предназнач. для расходования в рамках утвержд. бюджета. Как правило, средства, получ. при П.б., направляются на пополнение резервов, на дополнит. погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финанс. год.