РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА
(demand management) Использование инструментов денежно-кредитной и фискальной политики для воздействия на уровень совокупного реального эффективного спроса в экономике. Цели проводимой политики могут быть самыми разными: высокий и стабильный уровень деловой активности и занятости; несколько более низкий уровень деловой активности и занятости, необходимый для обуздания инфляции; улучшение платежного баланса. Какой бы ни была поставленная цель, денежно-кредитные и налогово-бюджетные органы могут лишь оказывать воздействие на уровень эффективного спроса: в действительности уровень спроса устанавливается в результате деятельности многочисленных независимых потребителей, инвесторов и покупателей экспортной продукции. Регулирование спроса может ограничиваться попытками избежать резких отклонений эффективного спроса от желательного уровня либо предусматривать так называемую точную настройку, т. е. непрерывный контроль над краткосрочными колебаниями эффективного спроса. Критики утверждают, что попытки осуществлять "точную настройку" в действительности скорее дестабилизируют, чем стабилизируют экономику, поскольку между краткосрочным колебанием, получением информации о нем и реальным использованием тех или иных инструментов вмешательства проходит определенное время.