InvestFuture

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

Просмотры: 1315
Оцените материал:
(оценок: 37, среднее: 4.59 из 5)

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

1) сфера, где реализуются товары потребительского назначения; 2) совокупность потенциальных и фактических потребителей.

Маркетинг услуг

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

(consumer market) Рынок потребительских товаров (consumer goods) в отличие от отраслевого рынка промышленных товаров, покупатели которых не являются конечными потребителями.

Бизнес. Оксфордский толковый словарь

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу реализации предметов индивидуального потребления (потребительских товаров и услуг). Состояние Р. п. характеризуется в первую очередь соотношением между денежной массой на руках у населения и суммой товарной массы, реализуемой через различные каналы розничной торговли и платных услуг. Стабилизация дефицитного Р. п. (т. е. такого рынка, на котором платежеспособный спрос превышает предложение товаров и услуг) может осуществляться по следующим направлениям: 1) ускоренная демонополизация и разгосударствление розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также значительной части предприятий, поставляющих им товары; 2) мобилизация товарных резервов и создание условий для регулирования Р. п. посредством товарных интервенций; 3) использование механизмов госзаказов и цен государственной контрактной системы для поддержания объемов производства и достаточно равномерного распределения товарных ресурсов по стране; 4) применение в случае необходимости на уровне городов, регионов, республик нормированного распределения ограниченного набора товаров первой необходимости как гарантии минимума их потребления; 5) стимулирование деятельности потребительской кооперации; торгово-закупочных кооперативов, других предприятий торговли по завозу и реализации товаров в регионах, в которых возникают проблемы со снабжением населения.

Экономика от А до Я: Тематический справочник

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

система экономических, социально-психологических и иных отношений между товаропроизводителями, продавцами, потребителями и другими участниками рынка, возникающих в процессе обмена товарами для личного потребления. Системный характер потребительского рынка выражается в наличии двух подсистем — управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), которые в свою очередь имеют свою иерархию, т. е. являются моносистемами. Следовательно, потребительский рынок представляет собой полисистему, состоящую из множества подсистем более низкого уровня. Системный характер потребительского рынка проявляется также в наличии общих и конкретных принципов функционирования. В качестве важнейшего системообразующего элемента система потребительского рынка имеет набор целевых установок, которые присущи любой социальной системе. Потребительский рынок имеет свою пространственную структуру, т. е. упорядоченное построение, внутреннюю логику взаимосвязей, а также иерархию уровней взаимоотношений сообразно целям, задачам и нормам. Как система, потребительский рынок имеет свой механизм функционирования, т. е. оптимальное сочетание элементов динамики и статики для сохранения желаемого режима деятельности. Суть потребительского рынка составляют социально-психологические, политические, технико-технологические и иные отношения. Такие параметры межличностного общения и взаимодействия индивида с материальной средой, как мода, престиж, эстетика и культура потребления, физиологическая удовлетворенность, самоутверждение характеризуют социально-психологические аспекты взаимоотношений участников рынка: будь то покупатели (потребители) и продавцы (товаропроизводители или продавцы и покупатели). Они также неотделимы от потребительского рынка, как и обмен, прибыль, экономический интерес и другие экономические категории. Очевидна и политическая составляющая в спектре отношений, складывающихся на потребительском рынке, где фокусируются все достижения и упущения в организации общественного устройства, его экономического базиса. Технико-технологические отношения на потребительском рынке можно характеризовать с нескольких сторон. Во-первых, сама система потребительского рынка для эффективного функционирования предполагает использование современных технических средств и информационных технологий. Во-вторых, потребительский рынок представляет собой и сферу продажи современных технико-технологических достижений для массового использования населением. Потребительский рынок как отношения товаропроизводителей и потребителей. Такое взаимодействие квалифицируется как отношения «товаропроизводители—потребители», объединяющие в единое целое весь процесс движения товара. Но взаимодействие «производитель—потребитель» не является точным критерием рыночных отношений. В рыночных отношениях товаропроизводитель отчуждает созданную им потребительскую стоимость, выступая в качестве продавца. Потребитель же первоначально выступает на рынке в качестве покупателя, прежде чем обрести лик потребителя. Это два равноправных контрагента рынка, выступающие как продавец и покупатель, ибо в процессе купли-продажи товаропроизводителю важно продать, а потенциальному потребителю важно с наименьшими издержками купить. Потребительский рынок как процесс личного потребления. Его функционирование как системы направлено на удовлетворение комплекса личных потребностей человека. Под последними понимаются не только сугубо индивидуальные формы использования потребительных стоимостей (питание, личная гигиена, одежда и др.), но и совместные (телевидение, транспортные средства, предметы общесемейного пользования и др.). Потребительский рынок «замыкает» на себе все процессы и отношения, приводящие в конечном итоге к удовлетворению личных потребностей, что обеспечивает нормальное функционирование человека как биологического и социального организма. «Ранний» потребительский рынок. Для этого периода характерны формы непосредственных взаимоотношений между участниками рынка, когда каждый из них выступал одновременно в четырех социально-экономических ролях: производителя, продавца, покупателя и потребителя. Производитель сознательно отчуждал создаваемую им потребительную стоимость, выполняя при этом роль продавца, чтобы обеспечить процесс производственного и личного потребления, выполняя при этом уже роль покупателя. Важнейшая особенность «раннего» потребительского рынка заключается в том, что товаропроизводитель-продавец знает покупателя-производителя в лицо. Рыночные отношения организуются на основе прямых контактов, без участия третьих лиц. «Классический» потребительский рынок. Возникает когда разделение труда в обществе приобретает повсеместный и массовый характер. Товаропроизводитель не знает потребителя, их непосредственные контакты сведены к минимуму. Функции продвижения или передачи товара от производителя к потребителю берет на себя посредникторговец, основными задачами которого являются покупка товара у производителя и продажа его потребителю. Такая конфигурация потребительского рынка привела к увеличению затрат времени на продвижение товара от производителя к потребителю, утяжелила цену товара, изолировала товаропроизводителя от товаропотребителя. Современный потребительский рынок. Характеризуется множеством элементов и связей между ними. Появляется множество посредников, нормами. Функции потребительского рынка: реализация части общественного продукта, предназначенного для личного потребления; логистическая — обеспечение процесса доведения товара до потребителей; утилитарная, или гедонистическая — создание условий для удовлетворения эсте тических, эргономических потребностей людей; оптимизационная — оптимизация важнейших параметров рынка: спроса и предложения; денежных доходов и потребностей людей; количества и качества товарного предложения, товарных запасов и товарооборота; цены и потребительских свойств; размещения товаропроизводителя оптовика и потребителя и т. д.; регулирующая — корректировка взаимоотношений между участниками рынка посредством административно-правовых норм, экономических и других методов; финансово-хозяйственная — организация нормального денежного оборота как важнейшего показателя эффективности финансовой системы государства; культурно-эстетическая — поддержание и распространение культурных традиций, разумных вкусов и норм, эстетических навыков и правил поведения; инновационная — распространение и внедрение в массовое потребление последних достижений научно-технического прогресса, передовых технических и информационных технологий; воспитательная — внедрение в массовое сознание морально-этических норм, связанных не только с процессом потребления, но и со всеми аспектами жизни людей; информационная — распространение идей, новинок, данных, сведений и знаний в обществе; стимулирующая — создание системы стимулов в поле деятельности каждого участника рынка. Это необходимость обновления ассортимента товарного предложения, внедрения передовых форм обслуживания, совершенствования ценообразования и т. д. Проблемы потребительского рынка: необходимость устранения дисбаланса между системой экономических интересов товаропроизводителей, с одной стороны, и системой экономических интересов торговли — с другой. Во-первых, торговые организации еще на уровне заключения договоров с целью решения своих объемных показателей нередко игнорируют вопросы качества, возмещения ущерба и установления ответственности поставщика за поставку некачественной продукции. Во-вторых, торговые предприятия несут значительные потери из-за закупки продукции по высоким, порой недоступным для большинства населения ценам. В-третьих, торговля не в состоянии предложить покупателю в необходимом ассортименте нарядную одежду и обувь, многие виды продуктов питания. В-четвертых, большое значение имеет ориентация торговли и производства на достижение главного показателя — товарооборота. Происходит постепенное редуцирование социальной составляющей в системе социально-экономических интересов на потребительском рынке. По сути это означает забвение человеческого фактора, как центрального элемента всякой деятельности. Эта тенденция имеет субъективные и объективные причины. Ими могут быть: снижение уровней потребления, структурные деформации расходов населения, усиление дифференциации в уровне материального достатка и уровня жизни в целом при социальной незащищенности многих категорий граждан, сужение круга потребительских гарантий, резкое сокращение сельского потребительского рынка, регресс сельской торговли в части материально-технической базы, снижение уровня покупательского спроса сельских жителей, а также сокращение уровня создание такой организационной структуры, которая была бы адекватна стоящим перед обществом и государством задачам. Методы государственного регулирования потребительского рынка — способы и приемы оценки ситуации, а также управленческого воздействия государства на систему социально-экономических отношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров для личного потребления. Классификация методов регулирования потребительского рынка: по направленности: методы прямого воздействия — применение таких рычагов влияния, которые непосредственно вносят изменения в объект управления (в качестве мер, ограничивающих ввоз на рынок нежелательных товаров, могут применяться пошлины, акцизы, завышенные стандарты, меры фискального характера к участникам рынка и т. д.); методы косвенного воздействия — не предполагают прямого воздействия в процессе функционирования субъекта управления. Такое воздействие осуществляется опосредованно и не сразу. К ним можно отнести формирование разумных критериев потребления, воспитание культуры потребления, внедрение передовых технологий продаж путем создания для этого благоприятных условий и т. д. по уровню демократичности: жесткие — отсутствие альтернативных вариантов выбора типа поведения объекта управления. Жесткие методы управления основаны на строгом предписании делать так, а не иначе, т. е. административных нормах. Они применяются, как правило, в экстремальных, неблагоприятных ситуациях, связанных с риском, ограниченностью ресурсов, нехваткой времени и т. д.; умеренно жесткие — наличие определенных вариантов выбора. Такие методы управления — это результат согласия между субъектом и объектом управления, они предполагают совместно выработанные правила игры. демократичные — применяются в тех случаях, когда система работает без сбоев, а между объектом и субъектом управления противоречия либо отсутствуют, либо они крайне незначительны. по содержанию: экономические, нормативно-правовые, экономико-математические, административные, социальные, психологические; по применяемому инструментарию: балансовые, социально-нормативные, программноцелевые, прогностические, социального моделирования (имитационные), экспертные, аналоговые; по времени воздействия на объект регулирования: перманентные, парциальные, спорадические; по социально-количественному составу субъекта воздействия: индивидуальные, коллективные, общественные; по степени участия объекта в механизме регулирования: внешнего воздействия, саморегулирования, смешанные; по степени охвата объекта регулирования: комплексные, сегментные, выборочные; по масштабности: стратегические, тактические, оперативные, текущие. Методы управления потребительским рынком: метод аналогий — процесс использования в прогнозировании аналоговых моделей, суть которых состоит в переносе знаний об одном предмете или явлении на другой. В практике управления рынком такой метод применяется довольно часто и основан на заимствовании имеющегося опыта в аналогичных ситуациях. Метод аналогий подразумевает одинаковый характер траектории развития изучаемого явления, сходную коррелируемость взаимозависимых факторов и примерно одинаковый эффект. балансовый метод — относится к числу наиболее употребляемых для регулирования тех или иных элементов рынка. Сущность этих методов сводится к взаимной количественной увязке, уравновешиванию отношений и связей в какой-либо деятельности. Балансовые методы реализуются в виде конкретных документов-балансов, представляющих собой двустороннюю таблицу, в левой части которой отражаются источники и объемы ресурсов, а в правой — их распределение. К числу балансов, которые применяются в практике управления потребительским рынком, относятся следующие: баланс спроса и предложения; баланс денежных доходов и расходов населения; баланс ввоза-вывоза товаров (торговый баланс); баланс производства и потребления товаров; баланс товарного обеспечения розничного товарооборота; баланс доходов и расходов предприятия; баланс спроса населения и товарооборота розничной сети. Баланс спроса и предложения — выявление общего и структурного несоответствия спроса и предложения товаров. В случае превышения спроса над товарным предложением говорится о неудовлетворенном спросе. Баланс спроса и предложения товаров может быть составлен на основе фактических данных, как за прошедший период, так и на перспективу; рассчитываться как по товарам, так и в территориальном разрезе. Баланс денежных доходов и расходов населения — служит целям оценки его емкости, т. е. максимально возможного при данных условиях объема спроса. Реально это означает выделение из расходной части той составляющей, которая идет на покупку товаров и называется покупательным фондом населения. Баланс ввоза-вывоза товаров относительно данной территории преследует цель определения уровня активности регионального рынка в целом или по отдельным товарным позициям. Размеры балансового сальдо между ввозом и вывозом товаров определяют характер и содержание мер по управлению рынком товаров в данном регионе. Балансовая увязка производства и потребления товаров осуществляется в целях количественной и качественной оценки возможностей местного производства в удовлетворении потребностей населения. Полученные результаты позволяют определить степень влияния отечественного (местного) производства на формирование ассортиментной политики, конкретные направления по стимулированию производства, его диверсификации или модернизации на прогрессивных направлениях.

Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник