Типы рынка и их экономические особенности
Существуют шесть типов рынков, каждый из которых имеет свои характеристики в области ценообразования. Рынок чистой конкуренции складывается из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавцы не могут запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели свободны приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Продавцы не запросят цену ниже рыночной, поскольку в состоянии продать товар по существующей рыночной цене. Пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в рамках широкого диапазона цен, обоснованного способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. За товары, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, покупатели готовы платить разную цену. Чтобы выделить товар чем-то помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В условиях конкуренции стратегии маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов весьма зависимых от политики ценообразования и маркетинговых стратегий друг друга. Товары могут быть схожими, (сталь, алюминий) или разными (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок, Каждый продавец чутко реагирует на стратегию продажи товаров конкурентов. Так, если какая-то торговая компания снизит свои цены на 5%, то покупатели постепенно переключатся на этого поставщика. Другим производителям придется либо тоже снизить цены, либо предложить большее число или объем услуг. При чистой монополии - на рынке один продавец. Это может быть государственная организация или частная монополия. Государственная монополия способна с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей; например, установить цену ниже себестоимости, если товар необходим для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство позволяет компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации, возможность поддерживать производство, а при необходимости - и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь могут играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.
Монопсонический рынок характеризуется, тем, что спрос формирует единственный покупатель. Состязательный рынок характеризуется обусловленностью входа на рынок затратами на выход из него. Состязательный рынок всегда рынок совершенной конкуренции, но рынок совершенной конкуренции не всегда является рынком состязательным. Рынок внутриорганизационный характеризуется обменом труда сотрудника на блага и вознаграждение от организации. При этом обмене сотрудник и организация выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие от собственного имени, за собственный счет с целью получения взаимных выгод от обмена. На внутриорганизационном рынке бремя рисков несет организация, потоки труда и движение благ от организации к сотрудникам привязаны не к объектам обмена, а ко временным периодам. На внутриорганизационным рынке равновесный уровень обмена труда и на блага от организации имеет множество значений по шкале равновесных состояний (равновесие Курно), поскольку здесь единственному покупателю противостоит единственный продавец. Правовое регулирование на внутриорганизационном рынке реализуется через трудовое законодательство - специальную отрасль право, отличную от гражданского права. Цена на внутриорганизационном рынке или отсутствует, или имеет ограниченное самой организацией значение