Законы управления. Принципы, правила менеджмента
Закон - устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между явлениями. Законы организации и управления сформулированы Л. Берталанфи, А. Богдановым. Законы организации: Закон эмерджентности (организация обладает свойствами, отличными от свойств составляющих ее элементов). Закон реагирования на возмущение (организация существует во внутренней и внешней среде. Организация реагирует на возмущения внешней среды и адаптируется к ней. Причем наблюдается закономерность: чем больше давление, тем больше сопротивление элементов организации). Устойчивость организации определяется устойчивостью ее самого слабого звена. (Пример 1. Закон Парето: 80 % результат организации выдается 20 % сотрудников. Пример 2. Скорость эскадры кораблей определяется скоростью самого медленно плывущего корабля). Особенности организации в отличие от толпы: общие ресурсы, общие потребности и низкие трансакционные издержки во взаимодействии сотрудников организации по сравнению с людьми толпы. Эффективность управления определяется тем, насколько группа может формировать свои эмерджентые качества. Принципы управления Анри Файоля: Разделение труда (поочередное разделение процесса результативнее). Полномочия и ответственность (там, где выдаются права— возникает ответственность). Дисциплина (подчинение и уважение взаимных правил). Вознаграждение. Централизация (т.е. процесс централизованного управления). Проблема пропорции. Иерархия управления. Единоначалие. Единство направления (единый план, единая цель.). Коллегиальность