InvestFuture

Юрий Мильнер

Прочитали: 1317

Инвестор, предприниматель, совладелец Mail.ru Group и DST Global

• После кризиса 1998 года я обратил внимание на бурное развитие Интернета в Америке. Мне показалось, что Интернет окажет серьезное воздействие на многие стороны нашей жизни. Безусловно, в существовавших тогда порталах сложно было разглядеть такой серьезный потенциал. Но я подумал, что это вопрос времени. Примерно в 2000 году мы с партнером Григорием Фингером потихоньку начали инвестиции в Рунет.

• Я думаю, что инвестиционные критерии везде одинаковые. Человек, который попытается от них радикально отклониться, вряд ли добьется успеха. Единственное, в чем могут отличаться разные инвесторы, — это в степени фокусировки на том или ином секторе экономики. Например, мы избрали для себя стратегию полной и безоговорочной фокусировки на consumer internet. И даже, я бы сказал, на social internet. Глобальных инвесторов с таким уровнем сфокусированности, как выяснилось, крайне мало. Люди обычно более широко мыслят, и им приходится следить за большим количеством секторов, обрабатывать больше информации.

• (Про Усманова) С первой же встречи меня поразила его способность быстро вникать в суть вещей, феноменальная память, энциклопедичность познаний и стратегическое мышление. Алишер Бурханович постоянно отслеживает развитие инновационных технологий в мире. Нам довольно быстро удалось договориться об условиях инвестиций, и уже в августе 2008 г. он стал акционером DST.

• Экономика одна, но мы живем во время быстрых изменений этой экономики, и инструментом этих изменений в данном случае является интернет. А это не более чем возможность подключиться друг к другу огромному количеству людей. Как только вы даете возможность 1,5-2 млрд человек быть подсоединенными друг к другу, возникает неожиданный эффект ускорения. И многие традиционные бизнес-модели начинают претерпевать быстрые изменения. Хороший пример — для сравнения — розничная сеть Walmart и интернет-магазин Amazon. Поэтому основной фундаментальный факт — connectivity, он меняет все.

• (Про Цукерберга) Когда мы познакомились, он произвел на меня очень сильное впечатление не только как выдающийся программист, но и как менеджер. И он продолжает удивлять динамикой развития личности. Поражает скорость его собственного роста в достаточно широком спектре областей — от технологии до финансов. При этом в жизни Марк очень скромный и непритязательный человек, что позволяет ему полностью сфокусироваться на своей миссии.

• Перед молодыми людьми открываются сейчас уникальные возможности. Так, порог входа в технологический бизнес экспоненциально падает. Например, 10 лет назад, чтобы запустить стартап, были нужны несколько миллионов долларов. Уже несколько лет назад можно было обойтись сотнями тысяч долларов, а сейчас фактически не нужно ничего. Можно просто сесть, написать приложение для социальной сети и вырастить из этого большой бизнес. Более того, уже не нужно даже иметь своих серверов. Это может быть продукт чистого разума, и он никогда не был так близко к пользователю, как сейчас. Это одна из причин того, почему я считаю, что сейчас наступает эра людей с математическим складом ума.

• В интернете есть тенденция winner takes all, и в каждой нише с удивительным постоянством обнаруживается лидер, который занимает совершенно не пропорциональную, доминирующую долю на рынке. Это относится и к электронной коммерции, и к социальным сетям, и к поисковикам. Когда у вас огромное количество людей с доступом в сеть, то можно реально быстро расти. А если проект, что называется, попадает в точку, он может быстро оторваться от конкурентов до того, как они пустятся вдогонку. Поэтому действительно ситуация усложнилась для тех, кто инвестирует на ранней стадии. Мы занимаемся инвестированием на более поздних этапах развития компаний, и там как раз скорее играет роль эффект winner takes all.

• Больше 90% пользователей сами зарегистрировались в социальных сетях под своими настоящими именами, им это никто не навязывал. Так что сравнительно большая открытость молодежи — это глубокий общественный процесс, а не какая-то сверху идущая директива.

• За все время развития цивилизации и до 2003 г. было сгенерировано столько информации, сколько за последние два дня. У нас на глазах происходит революционный процесс — стремительный рост объемов информации, и большая ее часть производится пользователями интернета. Причина понятна: люди теперь могут легко подключиться друг к другу. Если можно достучаться сразу до всех, это сразу генерирует гигантский спрос на информацию. Параллельно идет процесс переполнения информацией, потому что наш мозг не способен обрабатывать ее с той скоростью, с которой она генерируется. Дальше возникает вопрос фильтрации: каким образом в этом море информации найти то, что интересно конкретному человеку? И здесь вступает в силу то, что, с одной стороны, появляется спрос на искусственный интеллект, который будет помогать находить и отделять эту информацию. С другой стороны, есть спрос на социальный фильтр: до тех пор, пока не появился искусственный интеллект, ваши друзья, а также те, кому вы доверяете, помогают фильтровать эту информацию, создавая для вас, по сути, новостную ленту в социальных сетях.

• В социальных сетях есть сервис «подсказка нового друга». С течением времени этот алгоритм усовершенствуется, и через 5-10 лет он сможет находить для вас идеальный круг общения. Я думаю, что со временем социальная сеть будет так хорошо знать про ваши увлечения, что сможет найти ранее не знакомого, но интересного вам человека на другом конце света. Если механизм подсказки будет совершенствоваться, то постепенно ваш круг общения будет формироваться самой сетью.

• Я думаю, что лет через 10, задавая вопрос в социальной сети и получая ответ от нее, вы не будете знать, ответил вам компьютер или человек. Получая вопрос, вы тоже не будете знать, задает его человек или искусственный разум. Отвечая на этот вопрос, вы будете помогать компьютеру настраивать этот алгоритм. Я не вижу здесь причин для опасений. Это такой коллективный мозг, это очень интересно.

• В Сети вообще пока царит феодальная раздробленность и анархия. Однако ситуация будет меняться. Посмотрите сами: до середины 2000-х годов Интернет был анонимным, потому что людям было нужно где-то реализовывать качества, которые они не могли по каким-то причинам реализовать в реальности. Появление FaceBook ознаменовало новую эру: у людей возник спрос на воспроизведение в Сети себя настоящего. Так что и в интернете, так или иначе, возникнут некие формы регулирования и самоорганизации.

• Мы все чаще рекомендуем молодым ребятам, которые приходят к нам за инвестициями, испытать свою идею, создав приложение в социальной сети. В Америке возникла целая индустрия инвестирования в успешные приложения FaceBook, включая сам FaceBook, учредивший фонд для инвестиций в приложения.

• В экономике это (интернет) приведет к резкому росту эффективности, производительности труда, а также к уменьшению числа разного рода посредников. Ведь когда возникает прямая связь, то число посредников радикально уменьшается. Это уже произошло с прессой: еще никогда расстояние между автором и читателем не было таким коротким.

• Посредническая деятельность любого рода со временем окажется под большим давлением, не только в медиа, ведь расстояние между производителем и потребителем стремительно сокращается. Классический пример сокращения посредника в виде магазина, продавца и кассира — Amazon. Уже сейчас возможны медицинские консультации через интернет, недалеко до возможности удаленной постановки диагноза. Соответственно, будет по-другому структурирована профессия врача, она станет более узко специализированной. То есть эта глобальная подключенность человечества к сети приведет в целом к большей оптимизации экономики и специализации профессий.

• Чем холоднее среднегодовая температура, тем больше проникновение интернета в стране. Например, в Скандинавии оно значительно выше, чем в Италии или Испании. России в этом смысле климат благоприятствует, люди больше времени проводят дома.

• Мне кажется, что люди в Кремниевой долине сразу рождаются с ощущением того, что переход от чисто американского продукта к глобальному совершенно незаметный. Когда люди там строят компанию, перед ними вообще не возникает вопрос, делать ли продукт глобальным. И это уже фактически на уровне ДНК. Потому что если посмотреть сейчас на интернет, то почти без исключения все глобальные компании родились в США. Так что нужно преодолеть некий психологический барьер и попытаться мыслить глобально.

• Один из важных компонентов нашей стратегии — оставаться с основателями, пока они остаются в компании и ведут ее все дальше и дальше. Многие из них так и делают, по крайней мере, те, в кого мы вложились.

• (Про мнение что IPO Groupon и Zynga неудачны) Ну, опять же, это зависит от точки зрения. Я думаю, если бы кому-то удалось построить многомиллиардный бизнес, это можно считать значительным успехом. Я имею в виду — сколько людей вы можете назвать, которые построили компании стоимостью, скажем, в пять миллиардов долларов за 2-3 года? За последние 50 лет? Скорее всего, меньше десяти.

• Мы считаем, что на китайском рынке электронной коммерции нас ждут большие возможности, потому что оффлайновая инфраструктура в этой стране не очень развита. По крайней мере, не до такой степени, как в США. Я думаю, четыре крупнейших ритейлера скорее будут в онлайне, чем в офлайне. Если давать прогноз, то я бы сказал, что китайский WalMart должен быть онлайновой компанией.

Материал собран из различных интервью Мильнера.

Оцените материал:
InvestFuture logo
Юрий Мильнер

Поделитесь с друзьями: