Процесс размещения облигаций делится на несколько этапов:
-
подготовительные работы — выбор посредников, проработка условий размещения, подготовка эмиссионных и рекламных материалов;
-
проведение букбилдинга или аукциона;
-
техническое размещение.
Подготовительные работы
Для эмитента процесс размещения облигаций начинается с выбора посредников — организатора и андеррайтера размещения. Если предполагается большой объем заимствований, то тех и других может быть несколько.
В топ российских организаторов входят инвестиционные подразделения крупных банков, в том числе:
-
Sber CIB;
-
Газпромбанк;
-
ВТБ Капитал.
Совместно с посредниками эмитент прорабатывает все детали предстоящего выпуска и условия его размещения. Например, определяется с типом облигаций: классические, биржевые или коммерческие.
Также надо решить, будут ли облигации размещаться по открытой подписке, которая предполагает публичное предложение среди неограниченного круга инвесторов, или по закрытой.
Биржевые облигации могут размещаться только по открытой подписке. Исключения:
- ипотечные облигации;
- облигации для квалифицированных инвесторов.
На базе принятых решений подготавливается вся необходимая эмиссионная документация, а также материалы рекламного характера для потенциальных инвесторов.
Имея на руках всю необходимую документацию, организаторы и эмитенты начинают согласование условий размещения и листинга с биржей. Выпуску присваивается номер. Если речь идет о классических облигациях, то разрешение и номер необходимо получить у Центробанка.
Букбилдинг или аукцион?
Далее эмитенту и организаторам необходимо понять, каков спрос на их “товар” и по какой цене они смогут разместить заявленный объем облигаций. Для этих целей проводится или букбилдинг, или аукцион. Однако аукционы — большая редкость, через них заявки на свои облигации собирает Минфин.
Для корпоративных эмитентов чаще всего проводится букбилдинг:
-
организатор объявляет примерный ориентир по купону и открывает книгу заявок;
-
инвесторы направляют организатору, через брокера или напрямую, свои заявки с указанием желаемого объема облигаций.
Если выпущенные бумаги произведут фурор на рынке и объем заявок превысит объем размещения, то организатор сможет снизить ранее заявленную доходность. Более того, требуемый инвестором объем также может быть уменьшен.
Биржевой и внебиржевой букбилдинг
При внебиржевом предварительные сделки носят более твердый характер: на счете инвестора блокируется сумма покупки. В день технического размещения происходят непосредственные расчеты по сделкам на бирже.
В случае биржевого букбилдинга резервирования средств не происходит. В день технического размещения инвесторы подают заявки на биржу для приобретения того объема, который был оговорен в результате сбора заявок.
Техническое размещение
По результатам букбилдинга формируются предварительные условия сделок между инвесторами и эмитентом. Но расчеты по ним будут произведены только в дату размещения выпуска на бирже. Его еще называют “техническим”, ведь фактическое размещение облигаций среди инвесторов уже состоялось.
Стоит ли участвовать в первичном размещении?
Еще недавно в первичных размещениях облигаций участвовали в основном крупные банки и фонды, ведь для них это способ приобрести многомиллионные объемы по номиналу. В последние годы возрос спрос на первичные размещения со стороны частных инвесторов с небольшими суммами. Хотя они могут без проблем приобрести желаемый объем и на вторичном рынке. Исключение — периоды “сильного рынка”, когда большинство бумаг продается выше их номинальной стоимости.
Препятствия для участия в первичном размещении
-
Лотность. Брокер может установить большой минимальный объем участия.
-
Комиссии. Помимо стандартной комиссии за сделку, брокер может взять дополнительную за участие в первичном размещении.
-
Риск застрять в неликвидных бумагах. Бывает, по результатам первичного размещения облигации оседают в портфелях нескольких крупных инвесторов, которые хотят держать их до погашения.
-
Риск снижения стоимости облигации. Во время первичного размещения вы приобретаете облигацию по номиналу, но на вторичном рынке ее цена может упасть и ниже.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.