Что самое главное в любой франшизе? Правильно, идея: чем она ярче и оригинальнее, тем больше внимания получит продукт. А это значит хороший спрос и баснословный доход для владельцев франшизы.
Правда, есть одно но: оригинальная идея франшизы не должна вызывать у публики вопрос "Что, мать вашу, вы делаете?".
Сейчас мы рассмотрим топ-9 очень оригинальных, но при этом странных франшиз, причем некоторые из них реально работают, а другие закрылись. Начнем с последнего места.
Смотрите полную версию в нашем подкасте BRIF.
8 – франшиза по уборке мест преступлений и биологических аварий
Работа, конечно, не для слабонервных: надо ведь найти людей, которые сохранят самообладание на месте убийства или самоубийства. Но зато и конкуренция небольшая, а спрос хороший.
Вложиться нужно в чистящие средства и защитную одежду. А если работник забудет надеть противогаз на месте разлива токсичных отходов, у вас в подчинении может появиться свой Человек-паук.
7 – кафе, где подают только хлопья, а весь персонал носит пижамы
В меню самые разные хлопья: овсяные, пшеничные, ржаные, гречневые, кукурузные. К ним идут сиропы, молоко, кефир, йогурт и сладкие топинги. Пожалуй, это ещё и заслуженная победа в номинации "Самая уютная франшиза". Только котиков не хватает.
6 – производство сувениров для молодоженов
Компания сопровождает молодую семью в первые годы брака и делает индивидуальные памятные сувениры... из гипса. Например: берут слепки ручек и ножек младенцев, заливают в получившуюся форму металл, на выходе – детская ладошка из серебра или, кому попроще, стали.
Конечно, нечто подобное можно и во дворе сделать, если найти влажный песок и литр раскалённого чугуна. Но тем, кто хочет не только сувенир, но и выжить, дорога всё же к специалистам.
Франшиза успела засветиться в России и даже продолжает жить. Купить её можно всего за сто тысяч рублей. На маркетплейсах можно продавать наборы для самостоятельного изготовления слепков. Для форм покрупнее, вроде барельефов, придется открыть по франшизе профессиональную студию.
Носиться с новорождёнными – что может быть прибыльнее в мире, где продают даже номерные знаки на коляску с именем ребёнка?
5 – ресторан, где официантами работают обезьяны и автомойка со слонами
Это больше японская тема: одна макака приносит выпить, вторая — полотенца. В России, конечно, с обезьянами туго, но, возможно, есть смысл привлечь Куклачёва: с котами мы горы свернём.
Они будут поливать машину водой из хобота, а потом возьмут в него губку и протрут вашего железного коня. Но это скорее аттракцион: качество мойки явно будет не на высоте. В "грязной" России такая франшиза точно не приживется.
4 — агентство по аренде родных
И снова японцы. Возьмите напрокат актёра, который сыграет брата, свата, отца, любовника и даже деверя. Кстати, одна из самых популярных — роль мужа. Видимо, так экономнее, чем варить ему борщи, да и носки актеры не разбрасывают.
Кстати, подставные родственники в Японии — это более чем тридцатилетняя бизнес-идея. Цели разные. Например, кто-то одинок, но хочет ощутить себя популярным — вот и нанимает актёров на свой день рождения. А детям, растущим без отца, требуется мужское внимание.
Подобную идею — хотя явно не по договору франшизы — использовали предприниматели из Новосибирска. Например, "жена напрокат" стоила 60 тысяч рублей. Она и поесть приготовит, и продукты купит, и приберётся. Никакого интима, но зато хороший тест-драйв: быстро поймешь, насколько ты готов впустить в свой дом женщину и сотню баночек с кремами. В России услугой воспользовалось несколько десятков человек.
3 — изготовление оригинальных гробов
В виде смартфона, кадиллака, бутылочки кефира любимой марки. Всего-то и нужно: найти дизайнера, арендовать цех, поставить распилочный станок и нанять плотника. Маркетолог не требуется. А наценку можно делать в сотни процентов, были бы желающие.
Правда, придётся долго ломать культурные традиции: в России люди не особо готовы к оригинальным решениям на похоронах, у нас даже Мавзолей не все одобряют.
2 — сервис по аренде и продаже уникальных приборов
Речь о специальных насадках, которые позволяют незаметно пить. Квас, колу или воду — решать вам. Правда, любителям воды особо нечего скрывать.
Как это работает? Закрепите на теле или в сумке ёмкость с напитком. Невидимая хитрая система трубочек позволит изящным поворотом головы прикладываться к воротнику, чтобы "заложить за воротник". Потайные контейнеры делают в форме тюбиков с кремом для загара и женских сумочек, а для мужчин есть даже накладной пивной живот. Это вам не в капюшоне на концерты проносить, это технологично!
1 — мужики-мойщики окон в килтах
Самая бессмысленная идея, но она работает и даже приносит деньги. Откройте оконный клининг, где мойкой занимаются мужчины в шотландских юбках.
Автор идеи, конечно, родом из Шотландии, но компанию открыл в Канаде, больше 20 лет назад. И что же? За первые четыре года идея принесла $4 млн, а дальше франшизу подхватили в других странах. Видимо, домохозяйки оценили. Действительно: зачем мыть окна самой, когда можно наблюдать, как шотландец в юбке водит по стеклу своим скребком? Тысячепроцентное попадание в целевую аудиторию!