Российские банки усилили практику блокировки счетов граждан, ссылаясь на антиотмывочное законодательство. Однако в ряде случаев счета остаются заблокированными на месяцы, а процесс разблокировки затягивается, несмотря на отсутствие признаков нарушений со стороны клиентов.
Банки стали чаще замораживать счета россиян, ссылаясь на положения закона 115-ФЗ. Об этом пишут «Известия». Причиной может стать перевод другу, покупка фруктов на рынке или использование P2P-сервисов. В ряде случаев деньги блокируются на 1–6 месяцев. По данным «Банки.ру», особенно часто жалобы поступают на «МТС Деньги», ВТБ и Газпромбанк.
Блокировки касаются даже зарплатных и пенсионных счетов. Причина — усиленный банковский контроль, направленный на борьбу с дропперами и отмыванием доходов. Однако перегрузка систем, рост подозрительных операций и неэффективная поддержка приводят к тому, что добросовестные клиенты страдают от формальных признаков.
По закону, операция может быть приостановлена до 2 рабочих дней. Если клиент не выходит на связь — до 30 дней. Сроки свыше этого говорят о проблемах с обработкой данных. Блокировки стали чаще применяться после 15 мая, когда вступили в силу ограничения для клиентов, попавших в базу дропперов — им запретили переводить более 100 тыс. руб. в месяц.
Эксперты отмечают, что банки не справляются с верификацией операций, особенно на фоне роста мошенничества. Проверки, документы, внутренние согласования — всё это затягивает сроки. Но в законах речь о полугодовых блокировках не идёт.
По мнению некоторых экспертов, блокировки могут быть связаны со скорым внедрением цифрового рубля. Так как он будет обеспечивать прозрачность операций, пользователи смогут быть спокойны. В ближайшее время можно ожидать медийной кампании в пользу цифрового рубля как способа избежать блокировок. Идея в том, что в новой системе ответственность за надзор и безопасность будет сосредоточена в руках самого регулятора — ЦБ РФ.
Эксперты рекомендуют:
не передавать свою карту и не переводить деньги незнакомцам;
не участвовать в сборе средств без договоров и чеков;
при переводах указывать назначение («подарок», «помощь»);
избегать расчётов с криптообменниками и онлайн-казино;
проверять номер карты перед оплатой, особенно в кафе и палатках.
При блокировке счёта важно обращаться в поддержку банка, писать обращения в ЦБ и подавать жалобы через онлайн-приёмную. Активные действия часто помогают ускорить процесс.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!