Тикеры из выпуска: TCSG (российский банк Тинькофф), Nu (бразильский банк Nubank).
Приветствую, друзья! Состязаться сегодня будут российский «Тинькофф Банк» и бразильский Nubank.
Представим себе, что некий человек оказался в ситуации выбора — клиентом какого из этих банков ему стать. Кому доверить свои сбережения, где открыть депозиты? И к выбору финансового учреждения он подошел очень ответственно — решил изучить каждый банк «от и до», чтобы потом не жалеть о своем выборе.
Мы сравним обе компании по семи параметрам и решим, кто же из них более достоин обслуживать нашего воображаемого клиента, а заодно и занять место в наших портфелях.
А перед началом сравнения давайте поближе познакомимся с нашими кандидатами и посмотрим их историю.
«Тинькофф Банк» был образован в 2006 году в результате переименования «Химмашбанка», который в 1994 году приобрел Олег Тиньков. Первое его название было «Тинькофф Кредитные Системы».
Сегодня материнская компания банка TCS Group владеет такими брендами, как «Тинькофф Банк», «Тинькофф Инвестиции», «Тинькофф Бизнес» и другие. С 2013 года акции банка стали торговаться на Лондонской бирже.
Главным преимуществом «Тинькофф» было полностью дистанционное обслуживание клиентов. К слову, и сейчас коммуникация с банком происходит через онлайн-приложение. По объемам активов «Тинькофф» занимает 15-е место среди российских банков.
19 марта 2020 Олег Тиньков ушел с поста председателя совета директоров из-за борьбы с раком. С того момента акции подорожали более чем в 6 раз.
Теперь посмотрим на Nubank. Его основали в 2013 году три человека: выпускник Стэнфорда Дэвид Велес, Кристина Жункуэра и Эдвард Вибл. Банк также предоставляет широкий спектр банковских услуг, которые можно получить через мобильное приложение. Компания ведет свою деятельность в Бразилии.
Сначала давайте посмотрим, кто из наших героев занимает бОльшую долю на рынке? Чем крупнее банк, тем выше шанс, что это надежное учреждение, а не фирма-однодневка.
Начнём с «Тинькофф». Это второй банк после Сбера по объему выдаваемых розничных кредитов в России. При этом его сервис «Тинькофф Инвестиции» занимает первое место по количеству активных клиентов на Московской и Петербургской биржах. Поэтому «Тинькофф» является лидером среди частных банков.
Ну а что с Nubank? Nubank — лидер на рынке Бразилии по количеству пользователей в возрасте от 15 лет и более. 28% населения этой возрастной категории — его клиенты. При этом банк занимает всего 1,3% от потенциального рынка Бразилии, который в 2020 году был равен $99 млрд. Ожидается, что этот рынок будет расти на 5% в год и достигнет $126 млрд к 2025 году. При этом мировой рынок финансовых услуг, по оценке Всемирного Банка, равен одному триллиону долларов.
Также давайте взглянем, насколько диверсифицирован бизнес у каждого из банков.
Доход «Тинькофф» формируется в основном за счет процентов с выдачи кредитов, например, потребительских. Также есть автокредиты и кредитование трейдеров и инвесторов. А ещё существенную часть дохода приносят комиссии: эквайринг, брокеридж, страхование. Деятельность ведется на рынке России.
У Nubank всё примерно то же самое. Основная выручка идет с процентов по кредитным картам и кредитованию. Комиссионные доходы формируются за счет пользования кредитными и дебетовыми картами банка и за счет предоставления брокерских и страховых услуг. Деятельность он ведёт на рынке Бразилии.
Обе компании занимают высокие позиции на своих рынках. При этом у обоих банков есть различные финансовые продукты и сервисы, способные удовлетворить новые запросы клиентов. Так что мы можем смело присудить по одному баллу каждой компании. И счет у нас становится 1:1.
Теперь посмотрим на доходы наших героев, и выясним, какая у них динамика выручки.
Итак, что мы видим?
Обе компании показывают отличный рост выручки, но все же по темпам роста российский банк проигрывает своему бразильскому конкуренту. Ведь «Тинькофф» — это уже зрелый банк с многолетней историей. А вот бразильский стартап бурно захватывает менее конкурентный рынок Бразилии. Разницу мы видим вот в этой таблице (рис. 1).
«Тинькофф» | Nubank | |
Средний темп роста выручки за последние 4 года | 33,46% | 58,28% |
Рис. 1. Сравнение роста выручки.
Однако смотреть нужно не только на финансовые показатели, но и на то, как растёт количество пользователей у сервисов компаний. Этот показатель позволяет понять, насколько сервис, условия и продукты удобны и популярны.
Чтобы проанализировать этот показатель, мы будем использовать данные о количестве активных пользователей. Такими являются клиенты, которые постоянно пользуются хотя бы одним продуктом компании. Также будет полезным взглянуть на популярный показатель MAU — monthly active users, или клиенты, которые пользуются приложением хотя бы раз в месяц. Рассмотрим эти показатели за последние годы.
Как можно заметить, и тут «Тинькофф» проигрывает своему молодому сопернику. Ведь «Тинькофф» борется за клиентов с такими сильными соперниками, как «Сбер», «ВТБ», «Альфа Банк» и другие. Рынок Бразилии в этом плане пока менее насыщен, а значит, и конкуренция там ниже. Смотрим в эту таблицу (рис. 2).
«Тинькофф» | Nubank | |
Среднегодовой темп роста активных пользователей | 39,87% | 105,01% |
Среднегодовой темп роста количества ежемесячных пользователей | 50,74% | 90,58% |
Рис. 2. Темпы роста числа пользователей.
И мы видим, что по итогам второго месяца «Тинькофф» разочаровал нас своей медлительностью и уступил конкуренту. Счет становится 1:2 в пользу бразильца.
Начинается третий этап сравнения. Пришла пора посмотреть, насколько эффективно наши герои используют вложенные в них средства, насколько эффективно ведут и развивают бизнес.
И вот на этом этапе «Тинькофф» выходит безоговорочным победителем. Российский банк генерирует немалую прибыль и уже достиг чистой рентабельности в 32,56%. Это отличный показатель не только для российских банков, но и для зарубежных. Мы это видим из таблицы (рис. 3).
«Тинькофф» | Nubank | |
Чистая рентабельность | 32,56% | -16,31% |
ROA | 6,03% | -10,82% |
ROE | 46,53% | -1,38% |
Рис. 3. Рентабельность.
Бразильский же оппонент находится в стадии роста и пока не приносит прибыль акционерам, из-за чего не получает балл. В итоге, счет становится равным 2:2.
Уже четвёртый этап, а наши соперники идут «ноздря в ноздрю». Давайте тем временем изучим долговую нагрузку обеих компаний. Ведь умение управлять долгом — важный фактор в развитии компании. А если обращаться с этим инструментом неаккуратно, можно даже обанкротиться.
Оценивать долговую нагрузку будем с помощью мультипликатора Обязательства/Активы, иначе говоря — коэффициента левериджа. Банковский сектор отличается от других из-за специфики своей работы: банки принимают деньги от клиентов и выдают их в виде кредитов другим клиентам. Поэтому так важен этот мультипликатор. Он показывает, насколько рискованную деятельность ведет банк.
По итогам девяти месяцев 2021 года у «Тинькофф» банка этот показатель практически не изменился и был равен 85%. Рост капитала за счет увеличения прибыли позволяет сохранять это соотношение.
Бразильский Nubank незначительно, но проигрывает с результатом 87,23%. Возможно, часть средств, полученных на IPO, позволят ему снизить долговую нагрузку. Но не забываем, что компания находится на стадии роста. А значит, расходы и долг могут еще увеличиться.
Таким образом, эффективность «Тинькофф Банка» опять позволила ему выиграть раунд и получить заслуженный балл. Счет становится 3:2 в его пользу.
Начинается пятый этап, подведение итогов уже близко. Мы разобрали деятельность компаний, теперь пора посмотреть, сколько стоит их бизнес, не переоценен ли он?
Мы будем использовать два стандартных мультипликатора для оценки стоимости: P/S (отношение капитализации к годовой выручке) и P/B (отношение капитализации к балансовой стоимости). Последний показатель показывает, во сколько оценивается каждый рубль (или реал) в капитале банков. Итоги сравнения мы видим в таблице (рис. 4).
«Тинькофф» | Nubank | |
P/S | 7,06 | 32,82 |
P/B | 7,69 | 21,78 |
Рис. 4. Сравнение по мультипликаторам.
По показателю P/B «Тинькофф» стоит дороговато: каждый рубль в капитале оценивается рынком в 7 рублей. Такая высокая оценка возникает из-за того, что инвесторы смотрят на Тинькофф не только как на банк, но и как на технологическую компанию.
Nubank планирует получить оценку в ходе IPO в размере $41,5 млрд. Таким образом, он более чем в 4 раза дороже Тинькофф по мультипликатору P/S.
И в этом раунде тоже явное преимущество у«Тинькофф Банка». Теперь он лидирует со счетом 4:2.
Давайте посмотрим, что у нас с дивидендами. «Тинькофф Банк» на выплату дивидендов направляет 30% чистой прибыли по МСФО. Правда, иногда он может и приостановить выплаты, как это сделано сейчас. Также банк периодически проводит байбэки — обратный выкуп своих акций.
Nubank дивиденды не выплачивает и не планирует в ближайшее время. Также он ничего не говорил и насчет байбэков. В этой таблице мы видим сравнение по дивидендам. (рис. 5).
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 LTM | |
Див. доходность «Тинькофф» | 3,10% | 6,50% | 2,10% | 2,70% | 0,30% |
Див. доходность Nubank | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00% |
Рис. 5. Сравнение по дивидендам.
Итог этого этапа — «Тинькофф» добавляет ещё один балл в свою копилку. Их у него уже 5. Ну а у Nubank — по-прежнему только 2.
Итак, друзья, у нас последний этап сравнения. Давайте сравним последние новости о компаниях и подведём итоги нашего состязания.
«Тинькофф Банк» расширяет международную экспансию и планирует получить лицензию для работы на Филиппинах. Также у компании недавно стало два исполнительных директора: Оливер Хьюз и Павел Федоров. Такое решение должно помочь компании выйти на международные рынки. А ещё развивается спектр банковских услуг: недавно был приобретен сервис для работы с самозанятыми Jump.Finance.
Что с Nubank? Он летом этого года привлек $500 млн от фонда Уоррена Баффета и сейчас проводит IPO. Интересно, что первоначально компания хотела предложить акции по цене $10-11 за штуку, но снизила оценку до $8-9.
Как видим, «Тинькофф» не стоит на месте и развивает свой бизнес теперь уже на международной арене. По Nubank новости более скромные, и нельзя даже сказать, насколько они положительны для бизнеса.
Итак, ещё +1 балл в копилку «Тинькофф». А Nubank ничего не получает.
Ну что, подведем итоги. И мы видим, что «Тинькофф» заработал 6 баллов. А у Nubanka всего 2. «Тинькофф» обошел конкурента втрое, и это наш безоговорочный победитель! Опыт и многолетнее развитие позволили ему раскрыть свои сильные стороны. Но, возможно, и Nubank улучшит свои показатели в скором будущем. Будем ждать и следить.
Результаты нашего баттла можно посмотреть в этой табличке. (рис. 6).
«Тинькофф» | Nubank | |
Параметр 1 (положение на рынке) | +1 | +1 |
Параметр 2 (рост бизнеса) | 0 | +1 |
Параметр 3 (рентабельность) | +1 | 0 |
Параметр 4 (долговая нагрузка) | +1 | 0 |
Параметр 5 (оценка по мультипликаторам) | +1 | 0 |
Параметр 6 (возврат средств акционерам) | +1 | 0 |
Параметр 7 (последние события в компании) | +1 | 0 |
Итоговый счет | 6 баллов | 2 балла |
Рис. 6. Результаты.
Итак, друзья, вот такой результат состязания российского банка «Тинькофф» и бразильского Nubank. У «Тинькофф» безоговорочная победа.
Насколько вы согласны с таким результатом? И в какой банк отнесли бы свои деньги? Делитесь своим мнением!