Китай играет громадную роль в современной экономике, являясь не только мировой "фабрикой мира" по производству самых разных товаров - от одежды до электроники. Заводы Apple, Samsung, LG и др. находятся в Китае. Поднебесная - лакомый кусок и с точки зрения рынка сбыта продукции и распространения цифровых сервисов. Для многих титанов высокотехнологического рынка успех в Китае может стать ключевым драйвером роста выручки и, соответственно, капитализации.
Рынок электронной коммерции в Китае почти полностью захвачен Alibaba Group — китайской публичной компанией, работающей в сфере интернет-коммерции, которой принадлежит B2B портал Alibaba.com и интернет-магазины AliExpress и Taobao.
Развивать свой бизнес в России ритейлер планирует через площадку AliExpress, которая уже является одним из самых популярных интернет-магазинов в России с месячной долей в 15,6 млн покупателей. Для дальнейшего продвижения компания подписала соглашение о сотрудничестве с российским перевозчиком SPSR Express, который будет доставлять до 20 тыс. заказов в месяц.
Россия занимает второе место в общей аудитории AliExpress, обеспечивая 9,9% его трафика, свидетельствуют данные SimilarWeb. Китайская компания запустила на территории РФ сервис оплаты покупок со счета мобильного телефона. Воспользоваться такими платежами могут абоненты сетей "Билайн", МТС, "МегаФон" и Tele2. Операторы получают комиссию в размере от 1% до 3% от стоимости покупки.
Кого-то может взволновать миграция российских покупателей в китайские интернет-магазины. Однако пока беспокоиться не стоит - во-первых, доля покупок напрямую из зарубежных магазинов сравнительно небольшая. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году доля трансграничной торговли составила лишь треть от всего объема российского рынка электронной коммерции. Стоит отметить, что в распределении затрат россиян по странам Китай занимает почти половину, а среди стран, откуда поставляются товары, Китай и вовсе занимает 90%.
Регистрация Alibaba в России была воспринята рынком положительно, ведь теперь китайский гигант будет соблюдать все нормы российского законодательства, нести ответственность за некачественную продукцию, а также инвестировать в развитие отечественных рыночных сегментов и торговую инфраструктуру.
Товары зарубежных интернет-магазинов в России не облагаются НДС и не подпадают под действие норм российского закона «О защите прав потребителей». Иностранный продавец не обязан сертифицировать товары и предоставить русскоязычную инструкцию, а также обеспечить их доставку потребителю и возврат бракованного товара за свой счет.
Крупные российские ритейлеры не боятся прихода Alibaba на российский рынок, так как, пока что, напрямую из Китая россияне предпочитают заказывать недорогие вещи со средним чеком в $30.
Из интервью Дмитрия Медведева китайской газете «Жэньминь жибао»:
В России также оценили удобство интернет-торговли. У нас достаточно много онлайн-магазинов, которые осуществляют доставку внутри страны, а некоторые — и в страны СНГ. Это быстро и выгодно как для покупателей, так и для продавцов. За 2014 год более восьми миллионов россиян приобрели одежду и обувь именно онлайн. Также у нас все закупки для государственных и муниципальных нужд (сегмент business-to-government), за исключением закупок, проводимых закрытым способом, осуществляются в электронной форме. Пока у нас нет собственной крупной интернет-площадки для продвижения российских брендов за рубежом. В этом году мы запустили интернет-проект, который позволяет российским производителям повседневной одежды и обуви бесплатно воспользоваться торговой площадкой AliExpress для продажи своих товаров. В каталоге AliExpress товары российского производства отмечаются как «Сделано в России», цены на них указаны в рублях. Ожидается, что до конца этого года на AliExpress будет представлено порядка 100 отечественных брендов одежды и аксессуаров. Уверен, они заинтересуют и тех, кто живёт в России, и иностранных покупателей. Конечно, мы будем стремиться создавать собственные подобные проекты. Для этого совершенствуем систему логистики и законодательство в области экспорта. Сама процедура экспорта розничных товаров за рубеж уже стала проще. Экспортёры освобождены от уплаты некоторых таможенных сборов (за совершение таможенных операций при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и пересылаемых в международных почтовых отправлениях). Декларацию на экспресс-грузы можно подать в электронном виде.