Образование длиною в жизнь - карьерный апгрейд и новое будущее | IF | 11.03.2020
banner
banner

Образование длиною в жизнь - карьерный апгрейд и новое будущее

12:15 11.03.2020

Максим Спиридонов и Юлия Спиридонова-Микеда, основатели "Нетология-групп" (в группу входят проекты "Фоксфорд", "Нетология", Edmarket), уверены в том, что учиться нужно всю жизнь. Их бизнес Forbes оценил в $72 млн - пока. У основателей компании большие планы по развитию онлайн-образования - о них Максим и Юлия рассказали в интервью Леониду Делицыну.

Максим Спиридонов (МС): Образование длиною в жизнь - это констатация факта, что экономика и рынок труда вынуждают желающего карьерного роста и материального благополучия человека постоянно учиться, повышать свою квалификацию. Мы предлагаем решение в рамках этого тренда - образование длиною в жизнь.

Юлия Спиридонова-Микеда (ЮМ): Добавлю, что рынок труда меняется кардинально, вслетствие автоматизации, IT. Огромное количество людей, к сожалению, остается не у дел. Это закон рынка. И часть этих людей, которые выберут образование длиною в жизнь, останутся активно занятыми в экономике, они будут создавать продукты, будут востребованы, будут получать достойную зарплату. Образование - это конкурентное преимущество.

Леонид Делицын (ЛД): Я вам возражу. Я вижу, что вы меня накачиваете: ты должен учиться, иначе ты уйдешь с рынка труда. И у меня возникает вопрос: а действительно ли вы продаете образовательную услугу, знания, или вы выступаете как своего рода психотерапевты, тренеры, менторы, которые человеку в форме образования укрепляют его дух? Я даже приведу два примера. Вообразим себе девочку Машу, которая по образованию медик, но врачом она быть не захотела, а стала заниматься event-менеджментом. Потом она поняла, что в event-менеджменте слишком много у нее уже конкурентов и занялась построением личного бренда. И пришла к вам, выбрала курс "личный бренд"...

ЮМ: Есть такой курс.

ЛД: ... И другая девочка - Ярослава. Она училась медиа-коммуникациям и должна была бы заниматься построением бренда. Но в ее городе нет пластической хирургии, и она открывает клинику пластической хирургии. И вот она приходит к вам и записывается на курс пластической хирургии. Есть у вас такой курс? (Юлия Спиридонова-Микеда отрицательно качает головой) Что вы все-таки даете - любые всякие знания или какую-то уверенность в себе?

МС: Пример с врачом - это классический пример скептика в зоне онлайн-образования. Это то, что я слышал десятки раз: "Что, вы и врачей учить будете?". Ответ: нет, врачей мы не учим и пока не планируем. Онлайн-образование сегодня закрывает те зоны, которые может закрыть дистанционный инструментарий. И главное, что решает сегодня онлайн-образование, главную проблему, это обеспечение повсеместной доступности знаний и навыков. По сути, онлайн-образование 1.0, в каком мы существуем сегодня, снимает географическую распределенность и оптимизирует многие процессы по обучению тем знаниям и навыкам, которые менее практикоориентированы, чем, скажем, врачебное дело. Дальше это, скорее всего, будет меняться - с внедрением в инструментарий онлан-образования виртуальной реальности, дополненной реальности и прочих инструментов - постепенно и до врачей дойдут.

ЮМ: Обязательно. Не волнуйтесь, все будем в онлайне.

МС: Пластическая хирургия уж точно, потому что это далеко не самое сложное, насколько мне известно, как дилетанту. Но, думаю, даже обучение микрооперациям на сердце будет проводиться виртуально, будут созданы тренажеры, которые будут позволять гораздо более безопасно делать эти операции в виртуальном пространстве сначала десятки раз, а потом уже переходить на реальные, что, кстати говоря, сильно страхует риски пациентов.

Это просто этапы эволюции. Сейчас мы находимся на условном плато. Онлайн-образование 1.0 закрепило право на свое существование, сняв географические границы и обеспечив доказательную базу, что многие навыки и знания (далеко не все) сейчас хорошо заходят в этом пространстве. И дальше, постепенно совершенствуя инструментарий, подходы, охватывая все большую пользовательскую базу, онлайн-образование будет заходить в разные сегменты. Мы не претендуем как провайдеры образования на то, что мы станем повсеместны, мы даже не утверждаем, что онлайн-образование заменит оффлайн, оно просто будет дополнять оффлайн все больше и больше. Таково наше видение на ближайшие 20-30 лет.

ЮМ: Давайте не понимать онлайн-образование превратно. Это не полноценная замена традиционному образованию, это какая-то частичная замена в тех местах, где это позволительно, где это некая рутина, где это некие тренажеры. Я не считаю, что мы перестанем учиться вживую, но я считаю, что будущее за смешанным форматом, и онлайн-образование - это просто дополнительный инструмент к такому понятию как образование вообще. Хотя в нашей стране, на мой взгляд, проникновение онлайн образования в образование меньше и там еще большой рынок.

ЛД: Но тогда откуда берутся миллиарды? Есть такая книжка - "Роботы наступают" Мартина Форда, он там утверждает, что идея Coursera стать всемирным университетом и учить нас всему провалилась, а на самом деле это дополнительный инструмент образования для тех, у кого есть высшее образование. Так кто же эти люди, которые все-таки идут к вам учиться?

ЮМ: Обобщенного портрета, конечно, нет, это сегменты. Прежде всего, это люди, которые хотят получить новую профессию, которые как раз работали продавцами, возможно, медики, пенсионеры, председатели ЖСК, работники железных дорог, они приходят к нам и становятся программистами, маркетологами, CMM-менеджерами, копирайтерами, дизайнерами. И это очень большой сегмент, и он будет только расти.

ЛД: А видео-блогером можно стать? Фитоняшкой? Ментором?..

ЮМ: В "Нетологии" более 50 профессий, которые можно освоить. Еще у нас есть Edmarket, где мы обучаем в сфере онлайн-образования, как делать онлайн-курсы, а это монетизация экспертности для каждого человека. Например, для трейдеров, это, насколько я знаю, тоже популярный формат.

МС: Самое перспективное направление для онлайн-образования, как для бизнеса, - это предложение решений в случаях реальных или намечающихся карьерных тупиков.

ЮМ: Да, мы продаем карьерный апгрейд.

МС: И новое будущее на рынке труда.

Полную версию интервью смотрите на нашем канале в Youtube

Никита  Марычев
Никита Марычев
Автор
Копировать ссылку