Российская экономика в 2026 году рискует войти в стагнацию или спад, если сохранятся высокая ключевая ставка ЦБ, низкие цены на сырье и переукрепленный рубль. Такой прогноз содержит декабрьский мониторинг инфляции Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Аналитики отмечают, что резкое замедление инфляции в конце 2025 года (рост цен за три недели составил лишь 0,3%) было достигнуто за счет жесткой денежно-кредитной политики. Однако цена этого успеха может оказаться высокой. Об этом пишут «Известия». Эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов указывает, что в 2026 году «при сохранении высоких ставок, низких мировых цен на сырье и переукрепленного рубля» возможны два негативных сценария: стагнация (в лучшем случае) или спад (в худшем). Дополнительным фактором давления станет, вероятно, «отрицательный бюджетный импульс» — сокращение или прекращение финансирования отдельных отраслей.
В условиях стагнации компании столкнутся со снижением спроса, ухудшением инвестиционных возможностей и падением качества банковских активов. Это неизбежно ударит по доходам граждан, прибыли бизнеса и бюджетным поступлениям, а также снизит конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках. По оценкам экспертов, из-за замедления роста Россия рискует уступить четвертое место в мировом рейтинге экономик по паритету покупательной способности (ППС) и опуститься на пятое.
Министерство экономики ожидает более сдержанный рост ВВП — 1,3% в 2026 году, что почти вдвое ниже предыдущих оценок. Представители бизнес-сообщества отмечают, что экономика сознательно переводится в «более устойчивый режим» после нескольких лет адаптации. Тем не менее, как подчеркивает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая, в отдельных кварталах 2026 года спад все же возможен, если жесткая политика ЦБ затянется. Базовый прогноз регулятора предполагает среднюю ключевую ставку на уровне 13–15% в следующем году.
Эксперты видят возможность компенсировать негативные тенденции за счет снижения ключевой ставки и улучшения доступа бизнеса к кредитным ресурсам. Это может поддержать инвестиционную активность. Дополнительным стимулом может стать снижение геополитических рисков, которое способно оживить инвестиции со стороны частного сектора. Однако, как отмечает заведующий лабораторией Президентской академии Александр Абрамов, существенных резервов для ускорения роста ВВП в 2026 году пока нет; основные источники роста, вероятно, начнут формироваться лишь к концу следующего года.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!