Центральный банк России существенно расширил перечень признаков, указывающих на потенциальные мошеннические операции. РИА Новости выяснило, к каким последствиям это может привести, опросив аналитические центры.
С 1 января 2026 года ЦБ РФ введет новые признаки мошеннических переводов. Среди них перевод через Систему быстрых платежей (СБП) сумм от 200 000 рублей с собственного счета в одном банке на счет другого банка с последующим перечислением этих средств третьему лицу в течение суток. Также подозрительным будет считаться попытка внесения наличных на счет через банкомат с использованием цифровой карты.
Другими признаками мошенничества станут смена номера телефона для авторизации в банковских онлайн-сервисах или на "Госуслугах" менее чем за 48 часов до перевода, использование клиентом нетипичного программного обеспечения или провайдера связи при подключении к онлайн-банкингу, а также совпадение информации о получателе цифрового рубля с данными в реестре переводов без согласия клиента.
По мнению старшего директора рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Павла Жолобова, эти изменения повлияют на издержки банков. "Наиболее затратным для банков станет выстраивание каналов оперативной передачи информации от операторов связи, владельцев мессенджеров и вэб-сайтов о выявлении ими фактов нетипичных телефонных переговоров, увеличения числа сообщений и нехарактерном трафике", - пояснил он.
Павел Андрианов, руководитель практики по операционной эффективности и цифровизации бизнеса, партнер 5D Consulting, отметил, что в этом году регулятор усилил акцент на кибербезопасности. "Расширение перечня признаков подозрительных операций хорошо это иллюстрирует", - сказал он. По его мнению, мошенничество все больше переходит в плоскость киберугроз и социальной инженерии, где граница между технической атакой и психологическим давлением почти стерлась. "Фактически банки все чаще должны реагировать не на сам перевод, а на цифровую 'предысторию', которая ему предшествует", - пояснил он.
Для банков это означает серьезное усложнение архитектуры безопасности. Кибербезопасность перестает быть отдельной функцией и становится частью повседневных операций: от платежей до клиентского сервиса. "Это требует инвестиций... Операционные расходы в этой части действительно растут, и это осознанная цена за снижение системных рисков", - разъяснил Андрианов. "Для клиентов последствия будут ощущаться прежде всего в виде более строгих проверок и дополнительных шагов подтверждения", - добавил он, подчеркивая, что в контексте киберугроз такой подход оправдан.
Юлия Суворова, директор по правовым вопросам и комплаенс "Сравни", указала, что особенно значимыми признаками подозрительных операций являются усиление контроля за переводами на криптовалютные биржи, операциями с использованием удаленных каналов доступа и платежами в пользу иностранных онлайн-сервисов. "Мошенничество стало настоящим бедствием, требуя адекватного регуляторного ответа", - подытожила она.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!