Бюджетное планирование
процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
планомерный процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
это количественное, финансово-определенное выражение маркетинговых и производственных планов предпринимательской организации.
централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.
В задачу бюджетного планирования входит обеспечение сбалансированности бюджетов всех административно-территориальных единиц, что представляет собой необходимое условие бюджетно-финансовой политики.
Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов -- вышестоящими местными Советами депутатов.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов -- в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов -- решениями соответствующих Советов депутатов.
Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов -- решениями местных Советов депутатов.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. Не допускается принятие решений, ведущих к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному.
Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.
Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
англ. budgetary planning) – составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснов. функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью Б.п. определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установл. в Бюджетном послании Президента РФ, осн. направлениях социально-экономич. развития страны и прогнозных расчетах для соотв. территорий. Б.п. призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муницип. задач. Б.п. включает: определение общего объема и источников поступления бюдж. средств на федер., регион. и муницип. уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета миним. бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финанс. затрат на оказание гос. и муницип. услуг; установление направлений использования бюдж. средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социальноэкономич. развития страны и приводящих к росту эффективности обществ. произ-ва, экономии материальных, трудовых и финанс. ресурсов. Б.п. увязывает макроэкономич. прогнозы о бюдж. доходах с предложениями по гос. расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе Б.п.: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений (см. Бюджетное регулирование); в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муницип. заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финанс. рынках. В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика Б.п. Количественные ориентиры, используемые в Б.п., из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацел. на конечные качеств. и количеств. результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптим. решений. Вместе с тем Б.п. сохранило свое значение как базы для составления основного финанс. плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюдж. показатели утверждаются, как и ранее, на федер. и регион. уровнях в форме законов, на местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления. К числу наиболее распростран. методов бюдж. планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Б.п. осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финанс. органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнит. органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах гос. власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финанс. органами федер., регион. и муницип. уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей. Составление проектов бюджетов финанс. органами – важнейший этап, от к-рого зависят характер, качество и своевременность Б.п. Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методич. мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюдж. средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению). Вся дальнейшая организац. и методич. работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соотв. финанс. органами (см. Бюджетный процесс). Внутри финанс. органов всех уровней организационно-методич. работу по Б.п. ведут соответствующие бюдж. подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финанс. аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы Б.п. определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федер., регион. и муницип. уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы субъектов Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены права органов гос. власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федер. органами гос. власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, к-рые не входят в систему органов гос. власти. Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 1 янв. 2000 Бюджетным кодексом РФ, Федер. законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997), принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отд. сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов, др. законодат. и норматив. актами. Эти законы определяют организац. основы Б.п., порядок расчета объема расходов бюджетов, порядок и условия формирования их доходной базы, формы и объемы межбюджетного перераспределения средств, взаимоотношения представительных органов власти с исполнительными на каждом уровне управления и т.п. Конкретизация бюджетных прав соответств. структур (Федерального центра, субъектов РФ и муницип. образований) осуществляется путем ежегодного принятия Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий год, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений представит. органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления об утверждении соответств. бюджета, о внесении изменений в него, о порядке финансирования расходов бюджета, если последний не был утвержден в срок, и т.д