InvestFuture

Государственные финансы

Просмотры: 1428
Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.52 из 5)

Государственные финансы

(public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их расходованием в интересах общества.

Бизнес. Оксфордский толковый словарь

Государственные финансы

совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц, государственных (казенных) предприятий. К общегосударственным финансам относятся: государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, различные внебюджетные фонды и т.д. Большая часть государственных финансов формируется за счет налогов. Через Г.ф. перераспределяется значительная часть национального дохода. Г.ф. регулируются законом о бюджете, принимаемым ежегодно, другим действующим законодательством и подзаконными актами исполнительной власти.

Большой бухгалтерский словарь

Государственные финансы

сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

Государственные финансы

1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, дорожные фонды и др.); расходуются на цели, предусмотренные бюджетами, а также уставами внебюджетных фондов. Государство распоряжается также средствами, привлеченными путем выпуска государственных внутренних и внешних займов; 2) система государственных финансовых организаций, обеспечивающих формирование и целевое расходование государственных средств. К ним относятся органы исполнительной власти, отвечающие за финансовую деятельность государства, - министерства финансов (в некоторых странах - казначейства), налоговые, акцизные, таможенные службы, органы государственного финансового и валютного контроля, государственные банковские учреждения, прежде всего в большинстве стран принадлежащие государству центральные (национальные) банки, которые осуществляют денежную эмиссию, а также государственные внебюджетные фонды. В условиях повышения экономической роли государства значительно усиливается влияние Г.ф. на экономику не только в связи с ростом государственного потребления, но. и в связи с проведением государством определенной финансовой политики в области налогов, в том числе амортизационной политики, политики кредитования, денежной эмиссии. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т.д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти - парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Внешне-экономический толковый словарь

Государственные финансы

Правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг. В 1980-х гг. управление государственными финансами изменилось после перехода к фискальному консерватизму – с его усилением контроля над инфляцией и государственным долгом и с гораздо большим вниманием к сокращению государственных расходов и ограничению прямого налогообложения. Есть основания утверждать, что финансовые ограничения 1980-х привели к переносу расходов с государства на плечи женщин (см. структурное урегулирование).

В 1990-х гг. на философию государственных расходов стала оказывать влияние «новая теория роста», подчеркивающая взаимосвязь роста и равенства. Эта теория считает, что долгосрочные стратегические инвестиции в общественное образование, здравоохранение, инфраструктуру и доступ к рынкам помогут стимулировать реакцию частного сектора. Вдохновленные идеями этой теории в отношении роста, а также их вниманием к взаимосвязи равенства и эффективности, феминистские экономисты стали утверждать, что фискальная политика, лежащая в основе мер по структурному урегулированию, может быть сформулирована таким образом, чтобы поддерживать реакцию предложения, особенно там, где рынки отсутствовали или характеризовались перекосами. Такой подход выступает в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру и человеческие ресурсы, которые позволят женщинам получить доступ к оплачиваемой работе. Например, ведущий экономист-плановик на Ямайке выступил за улучшение системы дорог в горной местности, где много женщин-фермеров, доказывая, что это позволит им добиться более высокой производительности. Адресное финансирование министерствами сельского хозяйства консультационных услуг для женщин-фермеров часто приводило к более высокой отдаче.

Аналогично, в плане повышения доходной части бюджета можно найти механизмы, исправляющие гендерные перекосы, например, через освобождение основных товаров (в основном приобретаемых женщинами) от НДС или через бесплатное предоставление услуг первичного уровня – например, начального образования или охраны материнства, где преобладают женщины и девушки. Гендерная перспектива может сделать государственные доходы и расходы более адресными и скоординированными, в т.ч. через признание межотраслевых интересов – например, улучшение медицинских услуг в пиковые периоды сельскохозяйственных работ.

См. также: анализ распределения благ; бюджеты гендерные.

Palmer 1995; Van de Walle and Nead; Waring.

Гендерный глоссарий макроэкономических терминов

Государственные финансы

англ. public finances) – денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др. Ф.г. являются составной частью финансовой системы страны. По экономич. содержанию Ф.г. неоднородны, они включают: государственный бюджет (в федеративных гос-вах – федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в зап. терминологии – спец. правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий. Благодаря разному функцион. назначению названных звеньев Ф.г. гос-во может оказывать разностороннее влияние на экономич. и соц. процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территор. проблем. Наиболее важную роль играет государственный бюджет. С его помощью в распоряжение гос-ва мобилизуются финанс. ресурсы. За их счет финансируются гос. целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию соц. сферы, выполнению междунар. и внутригос. обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, гос. управлению. Государственные внебюджетные фонды управляются органами гос. власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: гос. внебюджетные фонды соц. назначения, формируемые для реализации конституц. прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на соц. обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); др. целевые федер. и регион. фонды (инновац., экологич., регион. развития и т.д.), находящиеся в ведении мин-в и ведомств, а также субъектов РФ. Государственный кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные ден. средства юридич. и физич. лиц, к-рые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федер. и регион. органов гос. власти для финансирования расходов, не обеспеч. бюдж. доходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутр. финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и др. видов государственных ценных бумаг. Гос. кредит позволяет цивилизов. способом покрывать бюдж. дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере ден. обращения. Финансы гос. унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономич. условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы гос. унитарных пр-тий состоят из финансов предприятий (орг-ций, учр-ний), основ. на праве хозяйств. ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основ. только на праве оперативного управления. Ф.г. возникли в период становления товарно-денежных отношений и создания гос-ва как политич. надстройки общества. Однако первоначально объем ден. операций по обеспечению гос. потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торговли постепенно приводило к расширению ден. отношений: получали распространение тамож. пошлины (особенно внутр.), развивались налоговые платежи. По мере роста гос. потребностей и все большего разнообразия их видов возникала необходимость в ден. их обеспечении, что объективно обусловливало развитие Ф.г., постепенно становившихся материальной основой существования гос-ва и выполнения им своих функций. Формами функционирования Ф.г. являются гос. доходы и гос. расходы. Первые представлены той частью финансовых отношений, к-рая связана с формированием централиз. финанс. ресурсов в руках органов гос. власти (федер. и регион.) и децентрализ. финанс. ресурсов в распоряжении гос. пр-тий. Централизация финанс. ресурсов дает гос-ву: возможность проводить единую финансовую политику; обеспечивать развитие производств. и соц. инфраструктур; перераспределять средства в интересах регулирования экономики с целью повышения общей ее эффективности; добиваться выравнивания степени удовлетворения соц. потребностей граждан в пределах установл. соц. стандартов. Гл. источником гос. доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвыч. обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования гос. доходов выступает ранее накопленное нац. богатство, некрые элементы к-рого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хоз. оборот. Центр. место в гос. доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации гос. собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) гос. имущества; в связи с ростом бюдж. дефицита расширяются масштабы гос. заимствований. Гос. расходы выражены финанс. отношениями, возникающими в связи с использованием финанс. ресурсов на покрытие гос. потребностей. Содержание и характер гос. расходов непосредственно связаны с функциями гос-ва: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности об-ва при развитии экономики и соц. сферы, осуществлении гос. управления, охраны гос. границ, поддержании внутр. порядка в стране и т.п. Здесь гос-во выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему пр-тия, орг-ции, учрния. Гос. расходы состоят из прямых расходов гос-ва (через систему бюдж. и внебюдж. фондов) и расходов гос. унитарных пр-тий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования гос. внебюдж. фондов соц. назначения, удовлетворения др. потребностей гос-ва. Поскольку в разл. системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль гос-ва, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых госвом расходов.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь