индексы цены
PRICE INDEX NUMBERS
См. ИНДЕКСЫ
PRICE INDEX NUMBERS
См. ИНДЕКСЫ
(price index) См.: Индекс розничных цен (Retail Price Index).
относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени
показывает во сколько раз выросли цены за указанный промежуток времени.
относительные показатели, отражающие динамику цен, но не позволяющие судить об их реальном уровне.
относительный показатель, характеризующий изменение среднего уровня цен во времени или в территориальном разрезе.
показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров во времени или в территориальном аспекте.
Индексы, отслеживающие уровень цен и инфляции. Два наиболее общих индекса, публикуемых правительством: индекс потребительских цен (consumer price index, CPI) и индекс цен производителя (producer price index, PPI).
отношение номинальной цены определенного набора товаров и услуг (рыночной “корзины”) в данный период времени к цене того же набора в соответствующем базовом периоде (значение показателей которого принимается за 100%), умноженное на 100 (выраженное в процентах).
1) показатель изменения среднего уровня цен на товары за определенный отрезок времени; - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве (территориальный индекс).
Индекс цен - процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом индекс цен базового периода равен 100%. Обычно индекс цен приводится в повседневных сообщениях.
Различают индексы потребительских, оптовых, розничных цены, индексы цен производителя, а также индексы цен на экспортную продукцию, на импортные товары, на товары промышленного назначения и др.
указатель цен — средняя из нескольких цен; при помощи выведения таких средних изучают состояние рынка — конъюнктуру цен, движение их, степень вздорожания жизни или данного рода товаров, изменение покупательной способности денег и т. д. Общий индекс товарных цен (напр. индекс Госплана СССР) составляется путем выведения средних цен на ряд важнейших товаров. Индексы даются как в абсолютных величинах, так и в относительных; в последнем случае средняя цена на какой-либо определенный момент (напр. на 1 января, обычно же этим моментом является довоенное время) принимается за базу, т. е. за 100.
(price index) Индекс цен набора определенных товаров. Если речь идет только об одном товаре i, и если базовым периодом является период О, а текущим – период t, где рit – это цена в период t, то в этом случае индекс цен определяется как pit /pi0. Таким образом, индекс дается в виде отношения. Когда имеется набор товаров i = 1,2,..., N, индекс цен представляет собой средневзвешенное индексов их цен. В качестве весов выступают количества товаров, покупаемых в определенный период. Если git– количество товара i в период t, то взвешенный по базе индекс, или индекс цен Ласпейреса, определяется как Pb=(?ipitqi0)/(?ipi0qi0), а взвешенный по текущим весам индекс, или индекс цен Пааше, определяется как Pc=(?ipitqit)/(?ipi0qit). Так как это выражается в виде отношения, то чтобы получить процентное выражение надо умножить его на 100. Индексы цен можно также определить для ценных бумаг или ставок заработной платы.
измеритель соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и ублуг (так называемой рыночной корзины) для данного периода времени в сопоставлении с совокупной ценой идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде. И. ц. используется для оценки изменения темпов инфляции (см. Инфляция), динамики стоимости жизни. Существует несколько видов И. ц.: И. ц. потребительских товаров, И. ц. товаров производственного назначения, дефлятор ВНП. И. ц. потребительских товаров рассчитывается на основе так называемой «корзины» наиболее потребляемых товаров и услуг, В августе 2004 г. И. ц. потребительских товаров составил 111,3 % (к августу 2003 г.). И. ц. производственных товаров включает «корзину» из промежуточных товаров (сырья, материалов, станков, оборудования и т. д.), используемых в производстве. В августе 2004 г. И. ц. производственных товаров составил 124,8 % (к августу 2003 г.).
относительный экономический показатель, который характеризует изменение совокупного (среднего) уровня цен. Используют индексы оптовых, розничных, экспортных и импортных цен. В основе индекса цен – определенный набор товаров, каждый из которых взят в определенном количестве и натуральном виде и примерно с однородным характером динамики цен. Определенную величину (фактическую, плановую или оценочную) предыдущего периода принимают за базу, а сравниваемые цены (фактическую, плановую) относят к этой базе. Так, если индекс розничных цен в Украине в 1992-93 гг. составлял 10000%, то это означает, что уровень всех розничных цен в 1993 г. по сравнению с 1992 г. вырос в 10000 раз. По официальным данным уровень потребительских цен в Украине по 1990-94 гг. вырос почти в 17 тыс. раз, а индекс реальных доходов населения снизился до 24,3%, что свидетельствует о значительно большем уровне роста потребительских цен. В последующие периоды реальные доходы населения вследствие роста потребительских цен еще больше снизились. В США за 1914-92 гг. средняя почасовая заработная плата увеличилась с 0,22 до 11,45 долл., а индекс потребительских цен – со 100 до 1396%, а индекс реальной почасовой заработной платы – с 100 до 373%.