открытое психологическое противостояние сотрудников, препятствующее их совместной работе. Причины конфликтов: конкурентная борьба внутри организации за ресурсы и сферы влияния, противоположность интересов, непонимание интересов друг друга, отсутствие толерантности и нетерпимость к другому образу мышления и действия. Есть мнение, что конфликт нужно избегать, решать, но конфликт также может приносить пользу организации. Менеджеры иногда сознательно стимулируют конфликт с целью оживления организации. Виды конфликтов:
- внутриличностный
- возникает когда к одному человеку предъявляется противоречивые требования.
- межличностный
- проявляется как столкновение личностей, т.е. люди не могут ладить между собой в силу несовместимости их характеров;
- конфликт между личностью и группой;
- конфликт между группами. По степени проявления конфликты группируют на открытые и скрытые. Причины конфликтов устраняются или сглаживаются путем : 1. согласования целей отельных групп и работников; 2. разграничения прав и обязанностей работников; 3. расширении доступа к ограниченным ресурсам; 4. повышения уровня профессиональной подготовки; 5. отказа от необоснованного публичного порицания одних и незаслуженной похвалы других сотрудников; 6. повышения внимания со стороны руководства к предмету спора; 7. преодоления неопределенности перспектив роста; 8. перевод на другую работу; 9. разрешение конфликтов по приговору, решению комиссии, приказу руководства предприятием и решению суда; 10. педагогическое воздействие (беседы, просьбы, а также меры воспитательного характера)
Способы решения (устранения или сглаживания) межличностных конфликтов: 1. избегание и уклонение 2. устранение противной стороны 3. интеграция 4. компромисс. Конфликт как проявление противоречивости способов обснования и гармонизации ценностей в организации раскрывается в концепции управления организацией Л. Тевено