ПРЕТЕНЗИЯ
притязание, заявление о наличии своего права на что-либо; отсюда — претендовать — предъявлять претензию на что-либо.
Синонимы | рекламация, жалоба, амбиция | ||||
Родственные слова | претензионный | ||||
Перевод |
|
притязание, заявление о наличии своего права на что-либо; отсюда — претендовать — предъявлять претензию на что-либо.
требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов.
В страховых операциях: требование о возмещении ущерба, предъявляемое страхователем или другой стороной по договору страхования или бонду; фактическая или оцененная сумма ущерба.
требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. До предъявления иска, вытекающего из отношений между организациями, обязательно предъявление ПРЕТЕНЗИИ.
лат. praetensio), сообщение о невыполнении какого-либо пункта договора, заключенного между организациями в связи с оказанием друг другу услуг, поставок и пр. На предприятиях претензионной работой занимается юридический отдел, к претензии прилагается акт экспертной комиссии, удостоверяющий факт отклонения от пункта договора.
А. Жалоба, требование.
Б. Заявление прав на владение или получение имущества. В
Требование кредитора, покупателя, заказчика, клиента к должнику, поставщику и т.д. о добровольном урегулировании спора по поводу обнаруженного недостатка в полученном товаре, в выполненной работе или нарушения имущественных прав и интересов.
1) притязание, заявление права на обладание чем-либо; 2) заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе; 3) требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора.
требование кредитора должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа и т.п. В соответствии с действующим претензионным порядком должнику сначала предъявляется П., затем, если должник в установленный срок не дал обоснованного ответа на П., спор может быть передан в суд. Действующим законодательством установлены сроки предъявления П. по договору поставки, договору перевозки и т.п., а также в розничной торговле по товарам и изделиям народного потребления (в т.ч. по тем, на которые установлен гарантийный срок). См. также Исковая давность.
Заявленное требование страхователя, правопреемника или третьего лица о возмещении ущерба (в пределах страховой суммы), следующее за страховым случаем. Вытекает из содержания договора страхования. П. оформляется в письменной форме, обычно на бланке страховщика, где обосновывается факт и обстоятельства страхового случая. Права и обязанности сторон, порядок предъявления и урегулирования п. определяются правилами страхования (прилагаются к страховому полису). Обычно П. возникает в связи с реализацией страхового риска. Содержит существенные факты и обстоятельства страхового случая, которые при крупных убытках проверяются аджастером. По результатам проверки аджастер составляет акт (экспертное заключение). Одновременно страховщик собирает дополнительную информацию о страховом случае, заявленном в п., из независимых источников. Как правило, для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в П., страховщик может передать ее аджастеру (который документально подтверждает или опровергает сведения, содержащиеся в заявленной П. С учетом этих сведений принимается решение о выплате страховой суммы или страхового возмещения (удовлетворении заявленной П.).