Виды стратегий организации. Классификация М. Портера, Ф.Котлера и И. Ансоффа
Стратегия представляет собой реакцию организации на изменения внешней среды или способ адаптации внутренней среды к внешней. В стратегии воплощается определенная модель взаимодействия всех ресурсов организации, позволяющая ей наилучшим образом добиться устойчивых конкурентных преимуществ. Принципы формулирования стратегических задач: 1. Оценка внутренней и внешней среды организации; 2. Вовлеченность в процесс стратегического управления персонала; 3. Комплексность, т.е. учет всех элементов стратегии. Выдающимися теоретиками разработки стратегии предприятия являлись Ф. Котлер, Мак-Кинси, И. Ансофф. И М. Портер. Ф. Котлер акцентировал внимание при разработке стратегии на необходимость для фирмы к адаптации к новым технологиям и за счет этого на снижение ресурсоемкости и повышение качества товара.
Выбор стратегии по Ф. Котлеру можно облегчить, строя матрицу ресурсоемкость/качество. Возможные оценки ресурсоемкости - высокая и низкая. Возможные оценки качества - низкое и высокое. Возможные стратегии: повышать качество товара( если ресурсоемкость низкая, а качество низкое; переходить на новую модель товара (если ресурсоемкость высокая, а качество низкое); расширять рынок сбыта товаров (если ресурсооемкость низкая, а качество высокое). Мак-Кинси Дж. акцентировал внимание при выборе стратегий на соотношение рыночной привлекательности фирмы и сильных сторон компании. На матрице рыночная привлекательность/сильные стороны компании можно показать четыре стратегии усиление компании ( если рыночная привлекательность высокая, а компания слабая; переход в новые отрасли, где рыночная привлекательность выше ( если рыночная привлекательность слабая, а качество низкое; закрепление на рынке ( если рыночная привлекательность высока и компания сильна; п переход в более привлекательные рыночные сегменты (если рыночная привлекательность слабая и а компания сильна). Ансофф.И акцентировал внимание при разработке стратегии на возникновение новых рынков и товаров. На матрице рынки/ товары можно показать следующие возможные стратегии. Стратегия более глубокого проникновения на рынок (если фирма работает на существующем рынке и при существующем товаре). Стратегия расширения границ рынка (если фирма работает на новом рынке и с существующим товаром.
Стратегия разработки нового товара (если фирма работает на существующем рынке и с новым товаром). Стратегия диверсификации (если фирма работает на новом рынке и с новым товаром). Портер М. при разработке стратегии акцентировал внимание на уровни рынка (национальный рынок или сегмент национального рынка), уникальность товара и уровень издержек. На трехсторонней матрице масшатаб рынка/ уникальность товара/ уровень издержек можно показать три основные стратегии: концентрация, дифференциация, доминирование по издержкам. Концептуальная схема для сравнения альтернативных стратегий состоит в следующем. Каждая стратегия сравнивается с другими 1)по уровню дифференциации товара (он может быть оценена или низкой или высокой); 2) по позиции предприятия по уровню затрат (низкая или высокая); 3) по широте поглощаемых рынком ассортиментных позиций товара (узкий или широкий рынок). Более предпочтительна та стратегия, которая занимает лучшие позиции в измерениях дифференциации товара, уровня затрат и поглощаемых рынком ассортиментных позиций товара.
Концептуальная схема для сравнения альтернативных стратегий может быть показана с помощью матрицы, в которой по оси X откладывается позиция предприятия по затратам, по оси Y - степень дифференциации товара, и по оси Z - глубина рынка (масштаб поглощаемых рынком ассортиментных позиций товара). Стратегия компании должна: решить, какие возможности она хочет реализовать и какой риск она готова и может принять на себя; решить вопрос о масштабе и структуре своего бизнеса и, что особенно важно, определить правильное соотношение между специализацией, диверсификацией и интеграцией; сделать выбор между деньгами и временем, между строительством собственного дела и покупкой другого или между организацией собственного предприятия и участием в совместном предприятии, чтобы достичь своей цели; определить организационную структуру, сообразуясь с реальным положением дел. Со своими возможностями и программой деятельности. Лучшая стратегия наилучшим образом сочетает возможности рынка, ресурсы и задачи компании.