Президент В.Путин подписал закон (законопроект 140807-8), регулирующий ряд аспектов корпоративных отношений в 2022-2023 гг. Из них к рынку облигаций относятся два: выпуск замещающих облигаций и ограничение на кросс-дефолты. О кросс-дефолтах мы писали в нашем телеграм-канале..
Замещающие облигации – это облигации, которые призваны заменить имеющиеся евробонды.
Российские эмитенты до 31 декабря 2022 года смогут выпустить «замещающие» евробонды - без регистрации проспекта эмиссии. При этом размер и срок выплаты дохода, а также срок погашения и номинальная стоимость замещающих облигаций должна соответствовать аналогичным условиям еврооблигаций.
Оплата «замещающих» облигаций будет осуществляться евробондами или денежными средствами, целевым использованием которых является приобретение евробондов.
14 июля Мосбиржа возобновила торги евробондами Минфина и ВЭБ.РФ, выпущенными по локальному праву. Но, постойте! Ведь евробонды Минфина выпущены далеко не по российскому праву! Тогда что сейчас торгуется на Мосбирже? Это замещающие облигации?
Скорее всего, Мосбиржа имела в виду необходимость исполнения указа президента от 05.07.2022. По нему, российские юрлица, имеющие обязательства, связанные с евробондами, теперь обязаны обеспечивать их исполнение перед теми облигационерами, чьи права учитываются в НРД.
Таким образом, практических примеров замещающих облигаций на российском рынке пока нет.
Судя по заявлению Мосбиржи, торги будут возобновлены по тем евробондам, по которым:
выплаты будут проходить через НРД в рублях;
или
выпущены замещающие облигации.
Производить все выплаты по евробондам только через НРД – рискованный шаг, на который многие компании не пойдут. Срединный путь выбрал Сибур, разделив платежи для НРД и для иностранного агента. Получается, что требованиям Мосбиржи его евробонды пока не отвечают, но зато новый Указ президента соблюден. Если только Мосбиржа не вводит нас в заблуждение неверными формулировками…
Путь разделения платежей или выплат только через НРД подходит не всем российским компаниям. В глаза иностранных посредников разделение платежа может стать основанием для заявления о дефолте эмитента. Если у компании есть ценное имущество за рубежом (например, Лукойл, Русал и др.), значит его могут отобрать под предлогом «дефолта». Поэтому рисковать такие компании не станут, а значит пойдут по пути замещающих облигаций.
Не совсем понятно, как обмен новых евробондов на новые поможет решить проблему уже замороженных платежей. Вполне вероятно, что эмитентам придется как-то компенсировать это неплатежи – либо деньгами, либо дополнительными замещающими облигациями.