Евросоюзу понравилось заниматься “потолками”: недавно там ввели предельные цены на российскую нефть, теперь добрались и до газа. Причем на этот раз речь не только о российском газе, а вообще о любом. Вступить в действие ограничения должны 15 февраля 2023 года.
Высоко ли “натянули”?
По самую стратосферу: €180 за 1 МВтч, это $1975 за 1000 кубометров. Таких цен в прошлом вообще никогда не было, а в 2022 году выше этих отметок газ взлетал всего на несколько дней. Например, в августе он “подскакивал” до $3400.
Ну а сейчас газовый фьючерс на голландской бирже TTF — а именно его цену измеряют авторы потолка — стоит $1146 за тыс. куб. метров, причем вчера цена еще сильнее пошла вниз. Так что нарушить потолок будет крайне сложно. А если газ вдруг надолго взлетит выше $1900 (ниже потолка), это само по себе катастрофа для импортеров.
В каком случае потолок заработает?
Тут сразу несколько условий:
-
цена фьючерса TTF превысит потолок или мировые цены на СПГ более чем на €35;
-
и не просто превысит, а продержится в таком состоянии 3 дня;
-
есть еще и исключение из правил: потолок не применяется к внебиржевым сделкам и прямым контрактам.
Если сложить эти “если”, то вероятность “запуска” этого механизма выглядит маловероятной.
Рис. 1. Цены на газ. Источник: https://www.profinance.ru/charts/ttfusd1000/lcaa
“Потолок” принят против Газпрома?
Именно его новые ограничения могут задеть в первую очередь. Ведь цены в контрактах российского газового гиганта якобы привязаны к ценам этих самых фьючерсов. На эту тему проговорился глава МИД Венгрии: по его словам, Газпром может потребовать пересмотра условий долгосрочных контрактов.
Официально ни Кремль, ни сам Газпром пока не отреагировали на новости о потолке. Хотя, по сути, никакой конкретики еще нет, официальные документы не опубликованы — один только пресс-релиз.
Однако Песков уже сказал про потолок, что «это нарушение рыночного процесса ценообразования, посягательство на рыночный процесс, любые ссылки на потолок не могут быть приемлемы».
Таким образом, газовый потолок, скорее всего, направлен против Газпрома, чтобы ограничить его потенциальные сверхдоходы, а также предотвратить резкие колебания цен на газ.
К СПГ это относится в малой степени: это птица свободная, захочет — уплывет и в Азию.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев
InvestFuture.ru